Листая страницы летописей
2013-06-22, 5:09 AM

Как отметил Д. О. Святский, за 655 лет, с 1060 по 1715 г., на территории европейской части СССР были видны 283 солнечных затмения, из них в 147 случаях диск Солнца покрывался диском Луны более чем наполовину. Судя же по летописям, наблюдалось 49 затмений, остальные в летописи не попали: их либо не заметили или же их описания до нас не дошли. Из 618 лунных затмений в летописи попало всего 40.

Привлекла к себе внимание летописцев и одна из крупнейших комет в Солнечной системе — комета Галлея (рис.).

Наука о календарях

Рис. Комета Галлея

 Упоминания о ней сохранились во многих хрониках, которые из далекого прошлого дошли до времен средневековья и были систематизированы, в частности, в книгах С. Любинецкого (1623—1675).

Под действием притяжения со стороны Юпитера и Сатурна комета Галлея движется несколько неравномерно: период ее обращения вокруг Солнца изменяется в пределах от 74,5 до 79,6 года. Польский астроном М. Каменский рассчитал моменты ее прохождения через перигелий вплоть до 9542 г. до н. э.; эти результаты частично приведены в табл.

Таблица. Моменты прохождения кометы Галлея вблизи Солнца (через перигелий)

Прохождение Прохождение Прохождение
номер дата номер дата номер дата
15 1986,11 5 1222,69 -4 530,87
14 1910,30 4 1145,30 -5 431,50
13 1835,88 3 1066,24 —6 374,06
12 1759,20 2 989,67 —7 295,30
11 1682,76 1 912,55 —8 218,30
10 1607,82 0 837,15 —9 141,21
9 1531,65 — 1 760,44 — 10 66,05
8 1465,44 —2 684,40 — 11 — 10,23
7 1378,86 —3 607,23 -12 —85,42
6 1301,81

 Оказалось, что в прошлом эта комета проходила значительно ближе к Земле, чем теперь. Так, в 9541 г. до н. э. она прошла на расстоянии всего около 400 000 км от Земли! Можно себе представить, насколько эффектным было это зрелище на звездном небе, сколько страха вызвало оно у доисторических жителей нашей планеты! Очередное прохождение кометы Галлея через перигелий ожидается 9 февраля 1986 г. Приближающаяся комета была обнаружена еще 16 октября 1982 г. Об условиях видимости кометы см. «Астрономический календарь» на 1984, 1985 и 1986 годы.

Упоминания о появлении кометы Галлея и о затмениях в некоторой степени способствовали выяснению вопроса о календарном стиле наших летописцев, позволили уточнить ряд исторических событий. Рассмотрим несколько типичных примеров, взятых из русских летописей.

Согласно Ипатьевской летописи, «В лето 6653» во время съезда князей в Киеве, где решался вопрос о походе на Польшу на помощь Владиславу против его братьев Болеслава и Мешка, «явися звезда превелика на западе, испущающи луча». Это была комета Галлея, которую до середины мая 1145 г. можно было наблюдать на востоке, а с 14 мая — в западной части неба после захода Солнца. Запись позволила установить стиль летописи — он оказался мартовским — и дала возможность уточнить время съезда князей.

А вот в Лаврентьевской летописи читаем: «В лето 6810... того же лета, во осенине, явися звезда на западе, лучи имущи яко и хвост к горе к полуденью лиць». На самом деле комета Галлея наблюдалась осенью 1301 г. (6809 мартовского). Таким образом, запись дана в ультрамартовском стиле.

Об очередном появлении кометы Галлея узнаём из Густинской летописи: эта комета «В лето 6730» (1222 г. н. э.) знаменовала «новую пагубу Христианом, яже по двою лету сотворися нашествием новых враг, си есть безбожных татар, их же в стране нашей не знаху».

Среди многих упоминаний о затмениях обратим внимание на следующие. Лаврентъевская и Ипатьевская летописи отмечают затмение Солнца («знамение в солнци») 11 августа 6632 г. от «сотворения мира». Затмение действительно произошло в 1124 г. Следовательно, летописцы используют мартовское обозначение лет. Но уже через несколько лет картина оказывается другой. Обе летописи упоминают о затмении «в лето 6645»: в июне «быша знамения в солнци». На самом же деле частное солнечное затмение Солнца произошло 1 июня 1136 г., т. е. в 6644 г. мартовского стиля. Таким образом, на этот раз оба летописца использовали уже ультрамартовский стиль.

Запись о лунном затмении, которая сделана в Ипатьевской летописи, заслуживает того, чтобы ее привести полностью: «В лето 6669... В то же время бысть знамение в луне страшно и дивно: идяше бо луна через все небо от въетока до запада, изменяючи образы своя: бысть первое и убызание помалу, дон-деже вся погибе, и бысть образ ея яко сукно черно, и паки бысть яко кровава, и потом бысть яко две лицы имущи, едино зелено, а другое желто». И далее: «И посреде ея (т. е. Луны) яко два ратъная секущееся мечема, и одному ею яко кровь идяще из главы, а другому бело акы млеко течаще. Сему же рекоша старые людие: не благо есть сяково знамение, се прообразует княжю смерть — еже и бысть».

Описание этого затмения летописец дает сразу же за сообщением о вступлении в Киев князя Изяслава Давидовича 12 февраля 1161 г. Отсюда следует, что запись сделана в ультрамартовском стиле. Но сделана она позже, ведь князь Изяслав был убит 6 марта следующего, 6670 ультрамартовского года.

Конечно, верить безоговорочно датам летописцев нельзя, и убедиться в этом можно на примере, взятом из той же Ипатьевской летописи. Так, читаем: «В лето 6670... том же лете бысть знамение в солнци месяца августа в 17, в четверг». Дата и день недели говорят о том, что летописец пользуется ультрамартовским стилем и его нумерация года соответствует 1161/62 г. Но в этом году солнечное затмение, видимое на Руси, было ... в среду 17 января 1162 г. Как отмечает известный советский историк Н. Г. Бережков, в процессе переписки сначала мог вместо января появиться август, после чего был исправлен и день недели...

В заключение вспомним и о солнечном затмении, происшедшем перед битвой князя Игоря с половцами «в лето 6693». В Ипатьевской летописи сообщается, что княжьи войска соединились около Донца и уже собирались переходить его, как вдруг Игорь «возрев на небо и виде солнце стояще яко месяц, и рече бояром своим и дружине своей: «Видите ли, что есть знамение се?». Они же узревше и видиша вси и поникоша главами и рекоша мужи: «Княже, се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братья и дружино тайны божия никто же не весть, а знамению творец бог и всему миру своему; а нам что створит бог, или на добро, или на наше зло, а то же нам видити»...». В Новгородской летописи затмение описано как полное: «Месяца Майя в 1 день, в звонение вечернее, бысть знамение в солнци: морочно бысть вельми, яко на час и более, и звезды видети, и человеком воочию яко зелено бяше, и в солнци учинися яко месяц, из рог его яко угль жаров исхо-жаше: страшно бе видети человеком знамение божие...». Это затмение произошло в 1185 г., следовательно, в упомянутых летописях записи сделаны в мартовском стиле. Лаврентьевская и Никоновская летописи датируют поход 6694 годом, и, таким образом, здесь использован ультрамартовский стиль.


Категория: Календарь | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 905 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]