Мир
составился из четырех первоэлементов: из огня, из воздуха, из земли и
из воды1 . Создан же был и малый мир, то есть человек, [также] из
четырех элементов2 : из крови, из мокроты, из красной [и черной] желчи.
Ибо кровь по виду - красная, а на вкус - сладкая. [Кровь] подобна
воздуху, [как и он], - теплая и мокрая. Флегма же, то есть мокрота, - на
вид белая, на вкус соленая. Подобна [она] воде, ибо мокрая и холодная.
Красная желчь на вид желтая, на вкус же горькая. [Она] подобна огню, ибо
[как и он] - сухая и теплая. Черная желчь - на вид черная, на вкус
кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная3. Когда эти элементы
умаляются, или умножаются, или накапливаются выше меры своей, или,
изменившись и отступив от своих мест, проникают в необычные места, -
многообразно и многоразлично создают человеку болезни.
[Теперь]
скажем, где и в каких местах они находятся [у человека]. Мокроте,
[например], подобает быть под селезенкой. При дыхании исходит [мокрота]
через рот и ноздри. Кровь же находится [у человека] около сердца за
преградой, откуда [она] разделяется и проходит через вены и артерию. И
когда она увеличивается, [то] просачивается и исходит через нос, ибо
нигде в другом месте не может выйти, поскольку не имеет другого пути.
Красная желчь находится [у человека] под печенью в присоединенном к
печени пузыре. [У человека] при дыхании желчь [исходит] сквозь уши. Сера
же, которую удаляем из ушей, - это красная желчь. Черная желчь
[находится] под селезенкой в прикрепленной внутри мошоночке. Она исходит
через глаза. Ибо то, что жжет, выходя из глаз, - это черная желчь.
Когда
вышеназванные элементы пребывают во взаимном соответствии, - [организм]
здоров. Ибо у всякого человека вышеназванные элементы в разном возрасте
по-разному растут и множатся. Больше всего в отроческом [возрасте], до
14 лет, увеличивается кровь, ибо [ей свойственно умножаться] весной: в
марте, апреле, мае. Поэтому она [кровь] мокрая и теплая. У человека до
30 лет умножается красная желчь, [потому что ей свойственно умножаться
летом], то есть в июне, июле, августе, потому что оно [лето] - тепло и
сухо. [У человека] в возрасте 45 лет умножается черная желчь, [ибо ей
свойственно умножаться] осенью, то есть в сентябре, октябре, ноябре,
потому что, [как и осень, черная желчь] сухая и холодная. В старом же,
80-летнем, возрасте умножается флегма, то есть мокрота, потому что она,
как и зима, холодна и мокра. [Как следствие], у детей характер горячий и
легкий под влиянием крови. И из-за этого [они] иногда играют, иногда
смеются, а если плачут, то скоро утешаются. У юношей же характер пылкий и
страстный под влиянием красной желчи, и из-за этого они более быстрые и
вспыльчивые. У человека в зрелом возрасте характер сухой и холодный под
влиянием черной желчи, и поэтому эти люди более суровые и крепкие. У
старого же [человека] характер холодный и податливый под влиянием
мокроты. Поэтому [также] они печальные, и дряхлые, и медлительные, и
беспамятные. И когда они гневаются, [то долго] остаются неутешны. И вот
знай, что кровь сделает душу милостивой и податливой, мокрота же, то
есть флегма, - медлительной и забывчивой. Красная желчь - честной и
благопристойной.
Распознаются
поводы и причины болезней. Во-первых, по возрасту: если отрок болен, то
виновата кровь, если юноша - красная желчь, если старый человек -
виновата флегма. Во-вторых, причины распознаются и от времени [года]:
если осень - черная желчь виновна, если же зима - мокрота повинна. А
чтобы помнить и быть мудрыми - это зависит от хороших свойств тыла, то
есть по имеющему теплый и студеный тыл. Забвение бывает от студеного
тыла, от огненных же и жгучих вещей бывает безумие. От огненного начала
исходит безумие и жар, [который], поднимаясь к голове, делает человека
безумным, вводя его в иступление. [В этом случае] необходимо смешанными
[разными] маслами, как говорит Гиппократ, помазать тело, [употребляя для
этого] розовое масло и подобные ему. Искривление бывает глазу, или
губам, или человеку - и это от студеного естества, что идет от тыла. В
этом случае подобает очищать через ноздри, а снаружи огненными парами
действовать на голову.
Сколько
страданий бывает человеку [от болезней, которые] имеют начало в
желудке. Или болезнь от глаз, болезнь зубов, болезнь горла, жар, удушье,
болезнь ушей, осиплость <...> и подобные этим [болезни].
[Например], имеются на голове швы, но бывает и такая [голова], которая
не имеет швов ", и та есть здоровая. Прямые
волосы на голове бывают от большого количества мокроты, что в голове.
Кудрявая же [голова] бывает от тепла, которое в ней. Рыжие волосы - от
красной желчи, черные - от черной и студеной мокроты, плешивость - если
уменьшается влажность, питающая волосы. Если боли бывают в голове - [то
это] от желудка зависит или же от железы [зависит], бельмо на глазу,
болезнь зубов, в боку отек (то есть так называемая шишечка[?]).
Бороду
характеризуют [следующие качества]: широкая, длинная, маленькая,
средняя <...> это скудная борода. И такая скудная [борода бывает]
от уменьшения влаги, питающей волосы. Чувств
же в человеке пять - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение -
от эфира, обоняние - от воздуха, слух - от огня, вкус - от влаги,
осязание же - от земли.
Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и желающая". Вопрос:
"Когда бывает здоровым человек, а когда он болеет?" Ответ: "Здоровым
бывает [человек], когда вышеназванные [четыре стихии] сочетаются по
силе, то есть находятся в равенстве, равновесии [и] полном покое". Вопрос:
"Что такое здоровье?" [Ответ]: "Здоровье [человека] - это хорошее
сочетание первоэлементов, из которых составлено тело: теплого, сухого,
холодного, влажного". Вопрос:
"Что такое врач?" Ответ: "Врач - это слуга природы и помощник в
болезнях. Настоящий врач - это [тот], кто способен искусно видеть и
делать, а превосходнейший [врач] - это тот, кто лечит правильно. Лечение
- это искусство: профилактика - для здоровых, исцеление - больным".
Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.
Элементов [которые характеризуют человека] - 12: темя, уши, глаза, нос, рот, груди, руки - две, туловище, колени, ноги - две.
Имеет же и год четыре составные части: весна, лето, осень, зима.
Весна
начинается с 24 марта и [продолжается] до 24 июня. [В это время] бывает
умножение крови. [Тогда] необходимо пускать кровь и делать очищение
желудка, [применяя] слабительное. Пища же [в это время] - овощи теплые.
[Следует] избегать пресыщения рыбой, и вина теплого, и ужина позднего.
Лето
же начинается с 24 июня [и продолжается] до 24 сентября. [В это время]
бывает умножение черной желчи, [поэтому необходимо] себя успокаивать и
не есть много, остерегаясь острого. Пить следует воду холодную, поздних
ужинов избегать, есть [следует] немного холодной рыбы, [при этом]
очищения желудка и пускания крови [следует] избегать.
С
24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В
это время] следует избегать употребления в пищу овощей, холодной воды,
большого количества вина и [остерегаться] утренних заморозков, не
раздеваться, если и душно будет, беречь себя от гнева и ярости, [а
также] от пресыщения пищей. [Следует] пускать кровь и очищать желудок,
[применяя] слабительное, когда умалится луна.
С
24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В это
время] умножается флегма, то есть мокрота. [В это время] следует есть
все, что имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук-порей,
перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую воду с медом и
с володым вином вареным, что называется ипсимо (то есть сыта).
[Следует] остерегаться пресыщения (переедания), [употребления] сырой
рыбы, злаков (хлеба) и позднего ужина.
(Вариант 2)
Мир
из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из воды.
Составлен же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех
элементов, то есть: из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной.
Ибо кровь по виду красная, по вкусу же - сладкая. [Она] подобна воздуху,
как [и он], - мокрая и теплая. Флегма4 же, которая есть мокрота, по
виду белая, по вкусу же соленая. [Флегма] подобна воде, ибо мокрая и
холодная. Красная желчь по виду желтая, по вкусу горькая. [Она] подобна
огню, ибо тот сухой и теплый. Черная желчь по виду черная, по вкусу
кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная. Чувств же у человека -
пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение - от эфира,
обоняние - от воздуха, вкус же - от мокрого, осязание же - от земли.
Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и желающая". Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову. Элементов же [человеческого тела] - двенадцать: темя, уши, глаза, ноздри, рот, груди, руки, туловище, колени, ноги.
Имеет же части и год: весна, лето, осень и зима.
Весна
начинается с 24 марта [и продолжается] до 24 июня. [В это время] бывает
умножение крови. Следует [при этом] пускать кровь и делать очищение
желудка, [используя] слабительное. При этом в пищу следует употреблять
овощи теплые. [Следует] избегать пресыщения рыбой, вина теплого и ужина
позднего. Лето начинается с 24
июня и [длится] до 24 сентября. [В это время] бывает умножение черной
желчи, [поэтому] следует [в это время] себе давать покой и не есть
много, предохранять себя от всего острого и пить следует воду холодную.
Также ужинов [подобает] поздних избегать. [В это время подобает] есть
немного рыбы холодной, [делать] очищение желудка и [при этом] избегать
пускания крови.
С
24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В
это время] подобает избегать [обильного] употребления овощей, холодной
воды и большого количества вина. А также внутренних охлаждений [надо
избегать, то есть в это время] не следует раздеваться, если даже и душно
будет. [Надо] охранять себя от гнева и ярости и от всякого излишества
пищи. [В это время следует] пускать [себе] кровь и очищать желудок от
съеденного, [используя] слабительное, когда умалится луна.
С
24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В это
время] умножается флегма, то есть мокрота. [Тогда же] подобает есть
[такую пищу, которая] имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук
белый, лук-порей, перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно]
горячую воду с медом и с молодым вином вареным, что называется варево ".
[Следует] остерегаться пресыщения пресными рыбами, овощами и позднего
ужина.
(Вариант 3)
Мир
из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из воды.
[Также] создан был и малый мир, то есть человек, из четырех элементов:
из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной.
О
широте и долготе Земли. Земля имеет расстояние от востока до запада 25
десятков тысяч стадий5 , от севера же до юга - двенадцать с половиной
десятков тысяч. Ибо вдвое долгота больше широты.
О
стадиях и о поприщах6 . Стадий имеет саженей7 100, поприще же саженей
750. Одно поприще [имеет] семь с половиной стадий. Ибо это мы от
землемеров узнали. Насколько отстоит небо от верхней поверхности Земли,
настолько [оно] отстоит от нижней поверхности; и [точно так же] на
востоке, и западе, и севере, и юге. Отовсюду
отстоит Земля от неба и не соприкасается с ним, небо же отстоит от
Земли на расстоянии 365 десятков тысяч поприщ. [Это расстояние] проходит
человек, [как свидетельствуют] халдеи8 , за 500 лет. То же расстояние
отделяет небо от Земли и вокруг нее. Об этом сообщили астрономы и
геометры.
Примечания
1.
Учение о четырех стихиях как первоэлементах и основах бытия впервые в
наиболее полном виде было разработано Эмпедоклом и оказалось столь
популярным, что с различными модификациями воспроизводилось как
античными, так и средневековыми мыслителями. Теория первоэлементов
играла едва ли не ведущую роль в рассуждениях как Гиппократа, так и
Галена. К сожалению, конкретный источник апокрифической редакции,
передающей это учение как бы от лица Галена, остается пока неясным.
Учение о четырех стихиях встречается и в ортодоксальных, и в еретических
текстах, которые кардинально отличаются друг от друга концептуальными
религиозно-мировоззренческими трактовками античной первоосновы.
2.
Прямое уподобление человека «малому миру" (то есть микрокосмосу)
встречаем в апокрифическом сказании о сотворении Адама в одном из
вариантов апокрифической «Беседы трех святителей". Правда, уподобление
микрокосмоса макрокосмосу имеет здесь мифологическую окраску, ибо тело
человека, как и тело мифического первопредка, отождествляется с частями
Вселенной. В апокрифических текстах о создании Адама хотя прямо и не
говорится о том, что первый человек представляет собой малый мир,
уподобленный большому, но реально повествуется о соотношении частей тела
сферам мироздания. Обычно восемь частей, из которых создается Адам,
уподобляются одновременно и четырем стихиям, и космическим сферам.
Аналогичные воззрения получили распространение не только в христианском
мире, но и на мусульманском Востоке: «Буквальное отождествление первого
человека со Вселенной мы встречаем в одной из средневековых
мусульманских легенд, где рассказывается, что после того, как Бог за
сорок дней... сотворил Адама, дьявол через рот проник в его тело. Внутри
он обнаружил целый „малый мир" подобный „большой" Вселенной. Голова
Адама состояла из семи сфер, его тело было землей, волосы деревьями,
кости и жилы горами и реками. Подобно тому, как в природе существуют
четыре времени года, так и внутри Адама оказались четыре стихии - жар,
холод, влага и сушь, образованные черной и желтой желчью, флегмой и
кровью" (Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988. С. 85-86. В
приведенных примерах налицо компромисс между мифологической, философской
и библейской концепциями. Существуют тексты, в которых говорится о
составе человеческого тела от четырех стихий (РНБ. Соловецкое собр. №
65/711. Л. 59 об.). В них, так же как и в апокрифе, речь идет о составе
человеческого тела вообще - в абстрактном смысле. С одной стороны,
налицо большая степень обобщения, с другой - совершенно явное
обособление от мифологической и, главное, от библейской точки зрения.
Очевидное отступление от религиозной трактовки бытия за счет
философизации текста - типичная черта комментируемого памятника.
3.
Согласно принципу параллелизма, каждой стихии макрокосмоса уподобляется
одна из четырех жизненных жидкостей в человеке - микрокосмосе: кровь -
воздуху, ибо мокрая и теплая, флегма - воде, ибо мокрая и холодная,
красная желчь - огню, ибо она суха и тепла, черная желчь - земле, ибо
она суха и холодна. По сути дела, речь идет о телесных эквивалентах
стихий и их качествах. Античное учение о единстве мироздания выглядело
более просто и строго. Через каппадокийскую традицию идеи греческих
философов были воспроизведены богословами, в частности популярным на
Руси Иоанном Дамаскином: «Должно же знать, что есть четыре стихии:
земля, которая - суха и холодна; вода, которая - холодна и влажна;
воздух, который - влажен и горяч; огонь, который - горяч и сух. Подобным
образом есть также и четыре влаги, которые соответствуют четырем
стихиям: черная желчь, которая соответствует земле, ибо она - желчь -
суха и холодна; слизь, соответствующая воде, ибо она - слизь - холодна и
влажна; кровь, которая соответствует воздуху, ибо она влажна и горяча;
желтая желчь, которая соотвествует огню, ибо она - горяча и суха. Плоды,
конечно, состоят из стихий, а влаги (или соки) - из плодов, тела же
живых существ - из влаг, и в них разрешаются" (Точное изложение
православной веры. М.; Ростов-на-Дону, 1992. С. 154). С богословской
точки зрения, человек через стихии имеет родство со всей неживой
природой, над которой он возвышается в силу своей двусоставной сущности
(тело - душа): «Должно знать, что человек имеет общее с неодушевленными
предметами и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление
существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет
общее со стороны своего тела, также потому, что он соединен из четырех
стихий.
4. Флегма от греч. - слизь, мокрота.
5. Стадий (стадие, стадия) - от греч. - 'мера длины с несколько меняющейся протяженностью'
6.
Поприще - 1) 'расстояние, соответствующее длине греч. стадия (ок. 185
м); путевая мера'; 2) 'расстояние, соответствующее длине римско-греч.
мили (ок. 1480 м)'
7. Сажень - 'русская мера длины, равная 2,134 метра'.
8. Халдеи - одно из семитских племен, жившее в Южной Месопотамии в 1-й половине I тысячелетия до н. э. |