Гностическая терминология
2013-10-19, 11:12 PM
АБАТУР (Гност.) В системе назареев "Старец Дней", Anticuus Altus, Отец Демиурга Вселенной именуется Третья Жизнь или "Абатур". В "Тайной Доктрине" он соответствует Третьему "Логосу". (См.  "Кодекс Назареев".)
 
АБЛАНАТХАНАЛБА (Гност.) Термин, похожий на "Абракадабра". К.У. Кинг указывает, что это слово означало "ты отче наш"; оно одинаково читается с обеих сторон и употреблялось в Египте как заклинание.  (См. "Абракадабра".)

АБРАКАДАБРА (Гност.) Это символическое слово впервые появляется в медицинском трактате в стихах Самоника, который жил при императоре Септимии Севере. Годфри Хиггинс утверждает, что это от Абра или Абар - "Бог" в кельтском языке и кад, "святой"; оно употреблялось как заклинание и гравировалось на камеях как амулет. (у.у.у.) Годфри Хиггинс почти прав, так как слово "Абракадабра" является позднейшим искажением священного гностического термина "Абрасакс", а последний в свою очередь - еще более ранним искажением священного и древнего коптского или египетского слова: магической формулы, означавшей в своей символике "Не тронь меня", и обращавшейся к божеству в своих иероглифах, как к "Отцу". Его обыкновенно прикрепляли к амулету или талисману и носили как Тат (см.) на груди под одеждой.


АБРАКСАС или АБРАСАКС (Гност.) Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет Абраксас для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей. В греческих числах: а.1, b.2, r.100, a.1, x.60, a.1, s.200 = 365, дни года, солнечного года, цикл божественного действия. К.У. Кинг, автор книги "Гностики", считает, что это слово похоже на еврейское Шемхамфораш, священное слово, обобщенное имя Бога. Гемма Абраксас обыкновенно изображает тело человека с головой петуха, в одной руке у него щит, в другой - плеть. (у.у.у.) Абраксас является двойником индусского Абхиманима (см.) в сочетании с Брамой. Именно эти сложные и мистические качества были причиной того, что Оливер, крупный авторитет масонов, связал слово Абраксас с именем Авраама. Это было неоправдано; добродетели и атрибуты Абраксаса, которых всего 365, должны были подсказать ему, что это божество связано с Солнцем и солнечным делением года,- более того, что Абраксас есть антитип, а Солнце - тип.
 
АРХОНТЫ (Греч.) Архангелы после того как стали Феруэрами (см.) или собственными тенями, имеющие миссию на земле; мистическая вездесущность, заключающая в себе двойную жизнь; вид гипостатического действия: одного - чистоты, в более высокой сфере, другого - земного, совершаемого на нашем плане. (См. Ямблих, "De Mysteriis", II, 3.)

АХАМОТ (Гност.) Имя второй, низшей Софии. Изотерически и у гностиков, старшая София была Святым Духом (женского рода), или Шакти Непознаваемого, и Божественным Духом; тогда как София Ахамот есть лишь персонификация женского аспекта созидающей мужской Силы в природе; также Астральный Свет.

 
БАХАК ЗИБО (Гност.) "Отец Гениев" в "Кодексе Назареев". Назареи были ранней полу-христианской сектой.

БИТОС (Греч.) Гностический термин, означающий "Бездна" или "Великая Глубь", Хаос. Это эквивалент пространства - прежде чем что-либо в нем сформировалось из первоначальных атомов, вечно существующих в его пространственных недрах, согласно учениям Оккультизма.

ГАВРИИЛ Согласно гностикам, "Дух" или Христос, "вестник жизни", и Гавриил - суть одно. Первого "иногда называют Ангелом Гавриилом - "могущественным от Бога", по-еврейски", а у гностиков он занимал место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни (см. "Irenaeus", I, xii). Поэтому мы находим, что Теодорет говорит (в "Haeret. Pab.", II, vii): "Еретики согласны с нами (христианами) в отношении начала всех вещей... но они говорят, что существует не один Христос (Бог), но один вверху и другой - внизу. И что этот последний прежде жил во многих; и что Иисус - говорят они в одном случае - от Бога, но в другом они называют его Духом". Ключ к этому дан в эзотерической философии. "Дух" у гностиков экзотерически был женской силой, он был лучом, исходящим из Высшего Манаса, Эго, и тем, что эзотерики рассматривают как Кама-Манас, или низшее личное Эго, которое в каждом человеческом существе излучается Высшим Эго или Христосом, богом внутри нас. Потому они были правы, говоря: "Существует не один Христос, но один вверху и другой - внизу." Каждый изучающий Оккультизм поймет это, как и то, что Гавриил - или "могущественный от Бога" - един с Высшим Эго. (См. "Разоблаченная Изида".)

ГЕНИИ (Лат.) Название Эонов или ангелов у гностиков. Существует целое множество наименований их иерархий и классов.

ДЕМИУРГ (Греч.) Демиург или Строитель; Божественная Сила, которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или "второй бог" Платона, - второй логос представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.

ИАО ХЕБДОМАИ (Греч.) Совокупные "Семь Небес" (также ангелы), согласно Иринею. Бог тайны у гностиков. То же, что Семь Манасапутр (см.) оккультистов. (См. также "Я" и "Яхо".)

ИЕУ "Первый человек"; гностический термин, употребляемый в "Pistis-Sophia".

ИЛЬДА БАОФ Букв., "дитя из Яйца", гностический термин. Он - творец нашего физического шара (земли), согласно учению гностиков в "Кодексе Назареев" (Евангелии назареев и эбеонитов). В последнем он отождествлен с Иеговой, Богом евреев. Ильдабаоф является "Сыном Тьмы" в плохом смысле, и отцом шести земных "Звездных", темных духов, антитезы светлых Звездных духов. Их соответствующие обители суть семь сфер, верхняя из которых начинается в "срединном пространстве", сфере их матери Софии Ахамот, а низшая оканчивается на этой земле - седьмой области. (См. "Раз. Изида", II, 213.) Ильда-Баоф является гением Сатурна, планеты; или вернее - злым духом ее властителя.

ИУ-КАБАР-ЗИВО (Гност.) Известен также под именем Нэбат-Иавар-бар-Нуфин-Ифафин, "Владыка Эонов" в системе назареев. Он есть породитель (Эманатор) семи святых жизней (семи первичных Дхиан Коганов, или Архангелов, из которых каждый представляет одну из главных добродетелей), и сам называется третьей жизнью (третьим Логосом). В Кодексе к нему обращаются как к "Рулю и Виноградной Лозе пищи жизни". Таким образом, он идентичен с Христом (Christos' ом), который говорит: "Я есмь истинная Виноградная Лоза, и мой Отец есть Виноградарь" ("Иоанн", xv, i). Известно, что в римской католической Церкви Христос считается "повелителем Эонов", и также Михаилом, "который подобен богу". Таково было и убеждение гностиков.

ИУРБО АДОНАЙ Презрительный эпитет, данный Иегове евреев последователями "Кодекса Назареев", гностиками Св. Иоанна.

ИУРБО АДУНАЙ Гностический термин или составное название Иао-Иеговы, которого офиты считали эманацией их Ильда-Баофа, Сыном Софии Ахамот - гордым, честолюбивым и ревнивым богом, и нечистым Духом, которого многие гностические секты считали богом Моисея. "Иурбо называется недоразвитыми (евреями) Адунаем", говорится в "Codex Nasareaus" (т. III, с. 13). "Недоразвитые" и Неудавшиеся было прозвищем данным евреям их оппонентами гностиками.

КАБАР ЗИО (Гност.) "Могущественный Владыка Великолепия" ("Кодекс Назареев"), то, кто породили семь благотворных жизней, "сияющих в собственной форме и свете", чтобы противодействовать влиянию семи "ко злу расположенных" звездных, или принципов. Они - потомство Карабтаноса, олицетворения страстного желания и материи. Последние являются семью физическими планетами; первые - их гениями, или Правителями.

КЕБАР ЗИВО (Гност.) Один из главных творцов в "Кодексе Назареев".

КАРАБТАНОС (Греч.) Дух слепого или животного желания; символ Кама-рупы. Дух "без чувств или суждения" в "Кодексе Назареев". Он есть символ материи и обозначает отца семи духов вожделения, порожденных им в его матери, "Спиритус", или Астральном Свете.

КАКОДЕМОН (Греч.) Злой гений, в противоположность Агафодемону, доброму гению или божеству, Гностический термин.

МАНО (Гност.) Владыка Света. Rex Lucis в "Кодексе Назареев". Он есть Вторая "Жизнь" второй или проявленной троицы, "небесная жизнь и свет, и более древняя, чем зодчий небес и земли" ("Код.Наз.", т. I, с. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде которого никто другой не существовал, называется Корона (венец); Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом извечно; и Владыка Иордан - дух, живая вода милосердия (ibid., II, 45-51). Он есть тот единственный, через которого мы можем быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito. Вторая троица состоит из трех жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо, из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света - Мано. Вторая жизнь есть Иш Амон (Плерома), чаша предопределения, содержащая видимую мысль Jordanus Maximus'a - типа (или его доступное понимаю отражение), прообраза живой воды, который есть "духовный Иордан". (Ibid., II, с. 211.) Третья жизнь, созданная обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это таинственный и ветхий "Старейший из Старейших", Старец "Senem sui obtegentem et grandaevum mundi". Эта последняя, третья Жизнь является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты называют Ильда-Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный, отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в "темную воду". София Ахамот также рождает своего Сына Ильда-Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка Мано, "Владыка величественности, Владыка всех гениев", в этом каббалистическом "Кодексе" является более высоким, чем этот Отец, ибо один чисто духовный, другой - материальный. Так, например, тогда как "единородный" Абатура есть гений Фетахил, Творец физического мира, - Владыка Мано, "Lord of Celsitude", являющийся сыном Того, кто есть "Отец всех, кто проповедует Евангелие", также производит "единородного", Владыку Лехдайо, "справедливого Владыку". Он есть Христос, помазанник, который изливает "милосердие" Невидимого Иордана, Духа Высшего Венца. (Для дальнейших сведений см. "Раз. Изиду", т. II, с. 263, и след.)

НОУС (Греч.) Платоновский термин для обозначения Высшего Разума или Души. Это означает Дух, как отличное от животной Души - психе; божественное сознание или разум в человеке: Ноус было название, данное Верховному божеству (третьему логосу) Анаксагором. Заимствованный из Египта, где он назывался Ноут, он был принят гностиками для обозначения их первого сознательного Эона, который у оккультистов является третьим логосом - космически, и третьим "принципом" (сверху) или манасом - в человеке. (См. "Ноут".)

ОГДОАД (Греч.) Тетрада или "четверка" отражением себя произвела огдоад, "восемь", согласно маркозианским гностикам. Восемь великих богов назывались "священным Огдоадом".

ОРАИ (Греч.) Имя ангела-правителя Венеры, согласно египетским гностикам.

ОРКУС (Греч.) Бездонная яма в "Кодексе" назареев.

ОФИОМОРФОС (Греч.) То же самое, что Офис-Христос, но в его материальном аспекте. У гностиков Змий представлял собой "Мудрость в Вечности".

ОФИС (Греч.) То же, что Хнуф или Неф, Логос; добрый змий или Агафодемон.

ОФИС ХРИСТОС (Греч.) Христос-змий гностиков.

ПЛЕРОМА (Греч.) "Полнота", гностический термин, принятый для обозначения божественного мира или Всемирной Души. Пространство, развитое и разделенное на ряд эонов. Обитель невидимых богов. Имеет три ступени.

ПРОПАТОР (Греч.) Термин гностиков. "Бездна" Битос, или Эн-Айор, непостижимый свет. Лишь последний является Само-Сущим и Вечным - Пропатор только периодичен.

САБАО (Греч.) Гностическое имя гения Марса.

СИГЕ (Греч.) "Безмолвие"; название, принятое гностиками для обозначения корня, из которого произошли Эоны второго ряда.

СИЗИГИ (Греч.) Гностический термин, означающий пару: один - активный, другой - пассивный. Относится главным образом к Зонам.

СОФИЯ (Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.

СОФИЯ АХАМОТ (Греч.) Дочь Софии. Персонифицированный Астральный Свет или низший план Эфира.

ТОБО (Гност.) В "Кодексе Назареев" таинственное существо, которое переносит душу Адама из Оркуса к месту жизни, и поэтому называется "освободителем души Адама".

ФЕРХО (Гност.) Высшая и величайшая творящая сила у назареанских гностиков. ("Кодекс Назареев".)

ХРЕСТОС (Греч.) Ранняя гностическая форма Христа. Она употреблялась в пятом веке до Р.Х. Эсхилом, Геродотом и другими. Первый упоминает ("Choeph.", 901) Manteumata pythochresta, или "пророчества, сообщенные богом пифий" через пифию. Хрестерион есть не только "место оракула", но и пожертвование оракулу или для него. Хрестес есть тот, кто разъясняет прорицания, "пророк и предсказатель", а Хрестериос - тот, кто служит оракулу или богу. Самый ранний христианский писатель Юстин Мученник в своей первой "Апологии" называет своих товарищей по религии христианами. "Лишь по невежеству люди называют себя христианами вместо христиан", говорит Лактантий (кн. iv, гл. vii). Термины Христос (Christ) и христиане (Christians), были заимствованы из храмового словаря язычников. В этом словаре Христос (Chrestos) означал ученика на испытании, кандидата на иерофантство. Когда он достигал этого, проходя через посвящение, длительные испытания и страдания, и был "помазан" (т.е. "натерт маслом", как Посвященные и даже идолы богов, что было последним штрихом ритуального обряда), его имя изменялось на Христос (Christos), "очищенный" - на эзотерическом или языке мистерий. В мистическом символизме Христес, или Христос, означало, что "Путь", Тропа уже пройдена и цель достигнута; когда плоды ревностного труда, соединяя личность из бренного праха с неразрушимой Индивидуальностью, преобразил ее этим в бессмертное Эго. "В конце Пути стоит Хрестес", Очиститель, и как только это соединение состоялось, Христос, "человек скорби", становился самим Христом. Павел, Посвященный, знал это, и имел в виду именно это, когда, в плохом переводе, в его уста влагаются слова: "Я опять мучаюсь в родах, пока Христос (Christ) не оформится в вас" ("Гал.", IV, с. 19), правильный перевод которых будет... "до тех пор, пока вы не создадите Христа (Christos) в вас самих". Но профаны, знавшие лишь то, что Хрестес каким-то образом был связан со жрецом и пророком, и ничего не ведавшие о сокровенном значении Христа, настояли - как например Лактаний и Юстиан Мученик - на том, чтобы называться христианами вместо христиан. Потому каждая добрая личность может найти Христа в своем "внутреннем человеке", как это выражает Павел ("Ефесянам", III, с. 16,17), будь то еврей, мусульманин, индус или христианин. Кеннет Маккензи, похоже, считал, что слово Хрестос было синонимом Сотера, "имени, относимого к божествам, великим царям и героям", означающего "Спаситель" - и он был прав. Ибо, как он добавляет: "Оно было излишне отнесено к Иисусу Христу, имя которого Иисус или Иошуа имеет такое же значение. Имя Иисус, фактически, есть скорее почетный титул, чем имя, - настоящее имя Сотера Христианства есть Эммануэль, или Бог с нами ("Матф.", I, с. 23)... Великие божественные личности у всех народов, представленные как искупляющие или жертвующие собой, наделены тем же титулом." ("R.M.C.") Асклепий (или Эскулап) греков имел титул Сотер.

ЭБЕЛ-ЗИВО (Гност.) Метатрон или помазанный дух у назареев-гностиков; то же, что ангел Гавриил.

ЭЛОЕЙ (Гност.) Гений и владыка Юпитера; его Планетарный Дух. (См. "Против Цельса" Оригена.)

ЭОН или ЭОНЫ (Греч.) Периоды времени; эманации, исходящие из божественной сущности, и небесные существа; гении и ангелы у гностиков.

ЭПИНОЙА (Греч.) Мысль, изобретение, замысел. Имя, данное гностиками первому, пассивному Эону.
Категория: Апокрифы | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 2585 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]