Позиция церкви.
С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Это обстоятельство и беспокоит некоторых представителей религиозных культов. Ведь хотя мусульмане празднуют пятницу, евреи — субботу, а христиане воскресенье, у всех имеется общее — определенные циклы праздников и постов, тесно связанных с днями недели, с их непрерывным счетом «на рубеже» двух смежных годов.
Уместно отметить, что отношение христианской церкви к возможной реформе календаря постепенно меняется. Так, Второй Ватиканский собор 4 декабря 1963 г. большинством в 2057 голосов против 4 заявил следующее:
«1. Собор не возражает против установления дня Пасхи в какой-нибудь определенный воскресный день по григорианскому календарю... 2. Собор также не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь».
Правда, далее разъясняется, что церковь не возражает только против таких вечных календарей, «которые сохраняют и защищают семидневную неделю с воскресным днем, не вводя никаких дней помимо седмиц, так что последовательность седмиц не нарушается, разве только неожиданно появятся весьма основательные причины, о которых апостольский престол должен будет иметь суждение».
Да, силен этот своеобразный гипноз «астрологического обломка», которым является семидневная неделя! Нужно мужество, которое и проявили члены французского Национального конвента в 1793 г., их решительность, чтобы раз и навсегда разорвать это непрерывное течение недель через годы и столетия...
Конечно, если Генеральная Ассамблея ООН примет по вопросу о календарной реформе положительное решение, то церковь, по-видимому, вынуждена будет смириться с этим. Именно в предвидении такой ситуации на страницах церковной прессы сейчас активно обсуждается вопрос: что же решал и к чему не обязывал Никейский собор в вопросе о праздновании пасхи. Как видно, ведущие представители русской православной церкви согласны в том, что об обязательном праздновании пасхи в первое после весеннего полнолуния воскресенье ни на одном из церковных соборов речи не было.
По словам профессора Ленинградской духовной академии Л. Воронова «...Никейский собор не ввел... во всеобщее, непременное и вечное употребление какую-либо строго определенную пасхалию как унифицированную систему расчетов и определения дня празднования Пасхи», поскольку «сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как «вечная и неисходная».
И еще: «Утверждение Властаря, будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно». Это уже слова другого специалиста по календарной проблеме профессора Московской духовной академии Д. П. Огицкого, который (впрочем, он имеет много предшественников в XIV—XIX вв.) предложил фиксировать праздник пасхи на воскресенье, приходящееся в сроки с 12 по 18 апреля н. ст. Уместно поэтому обратить внимание на следующее: в календаре Армелина февраль будет иметь не 28, а 30 дней. А это значит, что дата весеннего равноденствия передвинется на 18—19 марта, так что воскресенье 15 апреля может оказаться вполне приемлемым днем для фиксации дня пасхи в этом Всемирном календаре, и не исключено, что противодействие церкви введению нового календаря вскоре могло бы прекратиться.
В заключение отметим, что несколько лет назад в нашей стране Всесоюзное астрономо-геодезическое общество предприняло специальное изучение вопроса о календарной реформе. В итоге было отмечено, что с точки зрения государственных органов реформа действующего календаря не представляется актуальной проблемой. Поэтому наши научные и научно-популярные журналы не занимаются публикацией новых проектов всемирных и национальных календарей, а астрономо-геодезическое общество их не рецензирует и не обсуждает.
|