Хронология и наука
2013-06-22, 5:06 AM

«Единицы измерения времени повторяются снова и снова и всегда одинаковы: один день похож на другой. Только события — рождение и смерть, хороший или плохой урожай — выделяют единицы времени, делая их неодинаковыми по значению и, таким образом, запоминающимися. Поэтому хронография (хронологическое изложение событий)—метод установления временных интервалов между событиями, а также событиями и настоящим временем,— отличается от науки о календарях, которая имеет дело со стандартными единицами времени.

Однако элементы абсолютной хронологии — не изолированные даты, но однородные отрезки времени, непрерывный ряд которых приводит к настоящему. Абсолютная хронология заимствует понятие «год» из календаря, но хронологический год — это единица измерения истории, т. е. звено в цели лет, обозначенных другим способом. Это сквозное обозначение и отличает хронологический год от календарного».

Этими словами известный специалист по хронологии Э. Бикерман обрисовал связь хронологии с наукой

о календарях. Конечно, сегодня между календарным и хронологическим счетом времени существует определенная гармония, использующийся в повседневной жизни гражданский год с достаточно высокой точностью приведен в соответствие со сменой времен года, т. е. с астрономической единицей счета лет. Такая гармония, однако, отсутствовала в отдаленном прошлом. Причиной этому было прежде всего несовершенство календарей как «инструментов» для счета отдельных промежутков времени, в связи с чем Э. Бикерман и высказал свой афоризм: «Календарь— это такая вещь, которую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия...».

Так, например, в древнегреческом языке делалось различие между годом как годичным циклом смены времен года и гражданским годом, продолжительность которого иногда устанавливалась совершенно произвольно. Согласно Э. Бикерману, если должностное лицо, по которому был обозначен год (эпоним), служило лишь шесть месяцев, «то и гражданский год имел такую же длину — год становился шестимесячным. Сходным образом и в Вавилонии год первоначально включал только шесть месяцев. В древних шумерских текстах датирование по сроку деятельности должностных лиц также охватывает годы различной величины». И далее Бикерман пишет: «Только при Цезаре под влиянием астрологии праздник Нового года приобрел самостоятельное значение временной отметки начала года и, таким образом, положил начало нашему гражданскому году и нашим новогодним праздникам».

А между тем события истории Ближнего Востока, Греции и Рима связаны в основном с тем или другим эпонимическим годом (по правлению архонтов в Греции, консулов в Риме). Поэтому прежде всего возникала проблема: правильно установить последовательность правления должностных лиц и, далее, установить отдаленность хотя бы нескольких конкретных эпонимических годов от настоящего времени. Задачи эти оказались чрезвычайно сложными. Как отмечает Э. Бикерман, все предложенные списки архонтов эллинистической эпохи отличаются друг от друга и все они в одинаковой степени недостоверны: «Число афинских архонтов, для которых определены юлианские даты, после 290 г. до н. э., остается крайне незначительным... Составители могли искажать списки или же просто придумывать эпонимов...». Сами же правители могли по той или другой причине «задним числом» отодвигать дату начала своего правления. Например, Карл II, король Англии, вступил на престол 29 мая 1660 г., однако годы его правления отсчитывались от даты казни Карла I — 30 января 1649 г.

Списки римских консулов считаются надежными, начиная с 300 г. до н. э. При этом, однако, до 222 г. до н. э. не существовало определенной даты вступления консула в должность: он мог начать и кончить свою служебную деятельность в любой день на протяжении сезонного года. Но ведь вместе с ним заканчивался и гражданский год!

Поэтому и сегодня многие события, происшедшие даже при жизни Юлия Цезаря, так и не удалось перевести в даты юлианского календаря.

Да, древние календари были слишком несовершенны, а системы датирования слишком запутанными. Поэтому, как отмечает Э. Бикерман, «для дат греческой истории и для римских доюлианских дат, исключая особые случаи (например, даты, фиксируемые астрономическими явлениями), представляется возможность установить лишь год по юлианскому календарю и приблизительное время года соответствующего события. Для Ближнего Востока пределы допустимой погрешности быстро увеличиваются по мере того, как мы заходим в глубь веков дальше 900 г. до н. э. До XIV в. до н. э. в самых благоприятных случаях пределы погрешностей достигают 10 и более лет, к XVII в. они доходят примерно до 50 лет, а для более раннего времени и до 100 лет». В делом же «каждый, кто пытается переводить древние датировки в даты нашего летосчисления, должен помнить юридическое правило caveat emptor — «пусть остерегается покупающий...».

Увы, быть внимательным приходится и при чтении новейшей как научной, так и публицистической литературы. В качестве примера мы хотим обратить здесь внимание читателя на датировку событий, описанных Л. Фейхтвангером в его «Иудейской войне» (Сочинения: Т. VII.— М., 1965). На стр. 315 читаем:

«23 апреля, т. е. 10 нисана по еврейскому счислению, выступили они (римские воины) из Кесарии, 25-го стали лагерем в ... ближайшем селении перед Иерусалимом... И когда 14 нисана, в канун праздника в день пасхальной вечери, последние паломники достигли города, ... за ними на высотах уже показался римский передовой отряд». Далее, на с. 386 узнаём, что «гибель храма свершилась 29 августа 823 г. после основания Рима города, 9 аба 3830 по еврейскому календарю, и 9 же аба был разрушен Навуходоносором первый храм». И на с. 391: «25 сентября спустя месяц после падения храма и пяти месяцев после начала осады пал Верхний город».

Посмотрим, как датирует те же события их очевидец Иосиф Флавий. В его сочинении «О войне иудейской» (СПб., 1786—1787) на с. 145 находим, что «при наступлении праздника опресноков, месяца ксанфика в четыренадесятый день» Тит подошел к Иерусалиму. На стр. 181: «Римляне же, начав строение валов (вокруг города — И. К.) месяца Артемизия во второйнадесять день...», «в осьмый день месяца Лоя привели валы в окончание (с. 219), после чего (с. 221) «наступил роковой день, который был пятыйнадесят месяца Лоя... один воин... бросил огнь чрез златую оконницу» в храм. После дальнейших боев за город окончательно «взят был Иерусалим во второй год самодержавствования Веспасианова, месяца Горпиея в восьмый день».

Как видим, Флавий использует не еврейские, мало кому известные за пределами Палестины названия месяцев, а македонские. Оба календаря лунно-солнечные с одинаковым на этом промежутке календарного года числом дней в месяцах. И если Нисан — это Ксандикос, то 2-й месяц (Ияр)—это Артемисйос, 5-й (Ав)—Лойос и 6-й (Элул) — Горпеос. Следует еще уточнить, о каком годе идет речь. 823-й год «от основания Рима» начался 21 апреля 70 г. н. э. Год еврейской эры 3830 — это также 70-й г. н. э. (= 3830 — 3760), начавшийся, впрочем, 5 сентября ст. ст. 69 г. и продолжавшийся по 24 сентября 70 г.

Далее, находим, на какой день юлианского календаря пришлось в 70 г. н. э. 14 Нисана = 14 Ксандикоса, после чего будет возможным сопоставить и все остальные упомянутые выше даты. Из таблиц Ф. К. Гинцеля (см, Э, Бикерман. Хронология древнего мира. — М., 1975, с. 145) находим, что мартовское новолуние было в 70 г. 30,82 марта, а еврейская пасха—15 Нисана — 30,82+ 14,76 — 31 = 14,58 апреля. Расчет по формулам Гаусса (при с = 0, М = 45) также дает пасху 14 апреля. Следовательно, 10 Нисана соответствовало не 23, а лишь 9 апреля 70 г. н. э. Далее, от 10 Нисана до 9 Ава насчитывается всего 117 дней, так что 9 Ава пришлось тогда на 4 августа по юлианскому календарю, но никак не на 29-е. Между тем Флавий говорит, что храм был подожжен не 9, а 15 Лойоса, а это 10 августа. Также получим, что 10 Горпеоса — это 4 сентября 70 г.

И, наконец, если в дате «храм был уничтожен огнем 9 Ава» запечатлено стремление подчеркнуть совпадение с разрушением Навуходоносором первого храма (о чем говорит и Фейхтвангер), то и здесь оказывается неувязка, так как не в 9-й день, а «в пятый месяц, в седьмый день месяца, ... пришел Навузардан ... в Иерусалим. И сжег дом Господень...» (Библия, IV Царств, 25, 8 — 9)...


Категория: Календарь | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 3985 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]