Кирик-Новгородец (10)
2014-01-20, 4:06 PM
ПРИМЕЧАНИЯ К "НАСТАВЛЕНИЮ, КАК ЧЕЛОВЕКУ ПОЗНАТЬ СЧИСЛЕНИЕ ЛЕТ" КИРИКА НОВГОРОДЦА

(Историко-математические исследования Вып.4, М.Гостехиздат, 1953).

В. П. Зубов

 

Внимание исследователей уже не раз привлекала фигура русского ученого XII века Кирика, единственного известного нам по имени математика-астронома киевского периода, автора сочинения о календаре. Нельзя, однако, сказать, что деятельность Кирика до настоящего времени освещена исчерпывающим образом.

О Кирико писали:

  • Евгений Болховитинов, "Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому" ("Труды и летописи Общества истории и древностей российских", 1828, ч. 4, кн. 1, стр. 122-129);

  • Xавский П., "Примечания на русские хронологические вычисления XII века" ("Чтения в Обществе истории и древностей российских", 1847, кн. 6 (10), отд. 4, стр. 25-40; этот журнал обозначается дальше сокращенно ЧОИДР);

  • Бобынин В. В., "Состояние математических знаний в России до XVI в." ("Журнал министерства народного просвещения", 1884, ч. 232, апрель, стр. 183-209; на стр. 185-191),

  • Степанов Н. В., "Заметка о хронологической статье Кирика" ("Известия отделения русского языка и словесности Академия Наук", 1910, 15, кн. 3, стр. 129-150);

  • Райнов Т. И., "Наука в России XI-XVII веков" (М.-Л., 1940, стр. 104-106, 187-188 и 477);

  • Гнеденко Б. В., "Очерки по истории математики в России" (М.-Л., 1946, стр. 13-15);

  • Юшкевич А. П., "Математика и ее преподавание в России XVII-XIX вв." ("Математика в школе", 1947, N1, стр. 29-30),

 

О биографии Кирика известно немного. Он родился в 1110 г., жил в Новгороде и 26-ти лет, в 1136 г. 1), написал сочинение, которое

1) В трудах о Кирике, как правило, дата написания его сочинения относится к 1134 г., а годом его рождения считается 1108 г. Как видно из всего текста "Учения" Кирика, эти даты следует заменить на 1136 и 1110 гг. (см. [2]). На это обратил наше внимание А. П. Юшкевич.

 

в рукописи озаглавлено "Кирика диакона и доместика1) Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку числа всех лет".

Кирик был близок ко двору новгородского епископа Нифонта и участвовал в составлении 1-й Новгородской летописи, содержащей несколько точных, со знанием дела составленных записей об астрономических явлениях.

Указывают на запись под 6644 (1136) годом:

"Прииде Новугороду князь Святослав... месяца июля в 19 день, преже 14 каланда августа, в неделю [воскресенье], на собор святых Еуфимие, в 3 час дне, а луне небесной в 19 день". См. Степанов Н. В.,

"Единицы счета времени (до XIII в.) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям" (ЧОИДР, 1909, стр. 37-38). Приведенный текст летописи дан по старшему изводу. (См. "Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов", М.-Л., 1950, стр. 24).

 

Болезненный от рождения, он, повидимому, умер в молодые годы. "Худ бо есмь и болен", -- говорил о себе Кирик ("Вопрошания Нифонту", в кн.: "Русская историческая библиотека", 6, СПб., 1880, столб. 25).

Текст сочинения Кирика был впервые опубликован в 1828 г. Евгением Болховитиновым в указанной выше статье по неполному списку Новгородской Софийской библиотеки ь 475. В Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве находится рукописный список Рум. 35 начала XIX века, совпадающий со списком, опубликованным Евгением Болховитиновым. (См. "Описание русских и словенских рукописей Румянцовского музеума", составленное А. X. Востоковым, СПб., стр. 39).

 

Сведения о более полном списке N76 из Погодинского собрания (ныне находящегося в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде) впервые дал В. В. Бобынин. Этот сборник N76, относящийся к началу XVI века, содержит 27 параграфов (п.п. 19-27 отсутствуют в Софийском списке)2). Текст сочинения Кирика занимает листы 342-346 Погодинской рукописи 3) (по верхней нумерации).

 

Сочинение Кирика переписывалось вплоть до XVIII века, свидетельством чему служит старообрядческой сборник, хранящийся в Центральном государственном архиве древних актов (фонд 196, собрание Мазурина N1069, л. 115 об.-116 об.: "Учение имже ведати человеку числа всех лет"). Правда, текст здесь неполный. Он кончается словами: "Да аще котории промузги хотят и сему навыкнути или числолюбцы и ритори, да ведают, яко 12 часа есть во дни, та же и недели сочти", т. е. кончается на п. 5.

 

1) "Доместик" или "уставщик" - регент (запевала) хора.
2) Бобынин, цит. соч., стр. 190-191. Бобынин неправ, утверждая, что в пп. 25 и 27 приведены ошибочные цифры: 7500 вместо 37 500 и 907 500 вместо 937 500. Цифры в Погодинском списке указаны правильно. Ошибочно лишь указание 7000 (вместо 7500) в п 24.
3) Напечатан в "Хрестоматии по истории древнерусского языка", составленной С. П. Обнорским и С. Г. Бархударовым, М.-Л., 1952.

 

В основу перевода рукописи положен текст Погодинского списка N76, приводимого в фотокопиях. -Разночтения с другими списками малосущественны, они даются в подстрочных примечаниях (текст Софийского списка обозначается сокращенно: Соф.).

 

В своих вычислениях Кирик основывался на древнерусской (византийской) эре, согласно которой счет лет велся от "сотворения мира". От "сотворения мира" до начала нашей эры считалось 5508 лет. Так как в тексте речь идет лишь о днях, относящихся к периоду от марта до сентября, то в данном случае можно не принимать во внимание разницу между так называемыми мартовским и сентябрьским счетами (о них см. Черепнин Л. В., Русская хронология, М., 1944, стр. 20-29).

 

В переводе текста славянская буквенная нумерация заменена современной цифровой. Напомним, что буква в кружке означает десятки тысяч "тьмы", например  =10000=тьма, а буква, окруженная пунктиром, - сотни тысяч (легион). (Кирик вместо этого более распространенного в позднейшей литературе термина пользуется термином "несведи"; ср., например, п 4: несведи , т. е. 2 400 000.)

 

В прямых скобках [ ] нами даются слова, необходимые для понимания текста.

Подготовка текста к печати, сличение списков и перевод рукописи произведены Т. И. Коншиной и В. П. Зубовым. Т. И. Коншиной обнаружен и список Мазуринского собрания в Центральном государственном архиве древних актов.

 

[2]. Исправление цифры 6640, указываемой в рукописи, па 6644 диктуется всеми дальнейшими вычислениями и указаниями. Ср., например, п. 6: "до сего лета 6040 четвертого". Вот почему неправы те исследователи, которые датировали сочинение не 1136 (6644-5508=1136), а 1134. Соответственно и год рождения Кирика (которому в момент написания труда было 26 лет, см. п.27) будет не 1108, а 1110. Год 1136 находится в большем согласии и с упоминанием о князе Святославе в п.27. См. [16].

[3]. В рукописи "промузгы". Точное значение этого слова не известно; мы условно перевели "мудрецы". В словаре древнерусского языка И. И. Срезневского слово оставлено без объяснения со ссылкой на употребление его только в труде Кирика.

[4]. "Индикт" -- пятнадцатилетний период. Счет по пятнадцатилетиям ведет начало от римских переписей населения, производившихся один раз в 15 лет. К нам он перешел из Византии.

[5]. "Солнечный круг" -- период в 28 лет, по прошествии которых новый год в юлианском календаре приходится на тот же день недели.

[6]. "Круг лунный" -- период в 19 лет, по прошествии которых лунные фазы приходятся на те же дни (числа месяца) юлианского календаря.

[7]. Под "веком", как явствует из контекста, понимается тысячелетие.

[8]. В п.п. 10-13 говорится о "поновлении" или "обновлении" неба, земли, моря и воды, происходящих в периоды 80, 40, 60 и 70 лет. Какие-либо аналогии этим периодам в античной н средневековой литературе нам не известны.

[9]. Великий круг, или великий индиктион, -- период в 532 года, по прошествии которого лунные фазы приходятся не только на те же дни (числа месяца) юлианского календаря, но и на те же дни недели. Число 532 получается путем перемножения 28 (число лет солнечного круга) и 19 (число лет лунного круга). По прошествии 532 лет день пасхи (празднуемой в первое воскресенье после весеннего полнолуния) приходится, следовательно, на то же число месяца, и дальнейшее передвижение его по числам календаря совершается в том же самом порядке, по тем же числам календаря, что и в предыдущем "великом круге".

[10]. В рукописи "книжных". Под "книжными месяцами" Кирик, видимо, понимает месяцы юлианского календаря, (ср. п.2). Если же считать месяц в 4 недели, говорит он, то в году будет 13 месяцев и один день (28х13+1=365).

[11]. О пп.21-27 см. статью В.П.Зубова, помещенную в настоящем сборнике на стр. 186-212.

[12]. Пасха в 1136 г. действительно была 22 марта. Это -- предельно ранний срок ее, на что указывает и Кирик ("выше того не восходит"). Он отмечает вместе с тем, что "за 248 лет також. будет". Если понимать эти слова как "через 248 лет", то мы получим 6644+ +248=6892 г., который соответствует 1384 г. н. э. Но на самом деле пасха вновь была 22 марта в 1383 г. (см. Черепнин цит. соч., стр. 61). Поэтому возможно, что Кирик имел в виду 248 год, считая первым 1136.

[13]. В рукописи "калугер". "Калугер" или "калогер" -- греческое слово, обозначающее инока, монаха (из старших).

[14]. В рукописи "доместик" -- регент хора.

[15]. Стослав сын Ольгов -- Святослав Ольгович -- князь черниговский. В 1136 г. новгородцы пригласили его в князья, но ему не удалось утвердиться в Новгороде. Ср. цитату из летописи в [1].

[16]. В числах здесь не все ясно. Число месяцев 312=26*12, число же недель указано неверно 1354, причем за этим еще идет непонятное слово: дни ("а недель 1354 дни"). Деление далее указываемого числа дней 9497 на 7 дает 1356 недель и в остатке 5 дней. Так как полные пятые сутки еще не прошли, то, видимо, Кирик считал лишь полные 4 дня. Тогда вместо непонятного "недель 1354 дни" следовало бы читать "недель 135[6 и] 4 дни". Умножение 9496 дней на 12 дает 113 952 часа. Кирик указывает 113 960.

Можно понимать это так, что к моменту написания текста прошло лишь 8 часов следующего, 9497-го дня. Но тогда непонятно дальнейшее указание, что ночных часов прошло "толикоже", т. е. столько же. Если же число часов 113960 исправить на 113964, тогда отпадет паша конъектура о числе недель, ибо окажется, .что Кирик считает только полные сутки. Ошибки в цифрах 4 и 5 при славянском начертании ( Д и Е ) малоправдоподобны. Не являются ли слова "а нощных толикоже" добавлением переписчика?
 

 

Скачать: 

Архив картинок

PDF (1,2 МБ)

 

В начало
Категория: Календарь | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 1474 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]