Наше летосчисление от «рождества Христова»
2013-06-22, 2:28 AM

Сегодня почти во всех уголках нашей планеты летосчисление ведется от «рождества Христова». Эта эра была введена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению, Дионисием Малым. Часто год по этой эре обозначают буквами AD, что на латинском языке означает Anno Domini — «года Господа», но чаще всего говорят «такого-то года нашей эры», так как эта эра является совершенно условной.

Факты и домыслы. Заслуга Дионисия перед церковью заключается в том, что как только Западная церковь начала использовать составленную им пасхалию, расхождений по вопросу о праздновании пасхи между Восточной и Западной церквами вплоть до реформы календаря в 1582 г. не было. Достиг этого Дионисий следующим образом: во-первых, он вслед за Викторием Аквитанским рассчитывал фазы Луны, используя 19-летний метонов цикл во вторых же, и это самое главное, он, по обычаю Восточной церкви, относил пасху на 15 Нисана, если только оно приходилось на воскресенье (а этого как раз раньше в Риме не допускали!).

Во времена Дионисия техника расчета даты пасхи была уже надежно разработана. Возьмем к примеру 1988 г. Отняв от числа года 284 (номер года эпохи эры Диоклетиана; ведь мы ведем расчет так, как его должен был бы делать Дионисий) и разделив остаток на 19, находим в остатке порядковый номер года в 19-летнем александрийском цикле — золотое число. Оно равно 13. Из табл. следует, что весеннее полнолуние в 1988 г. приходится на 24 марта ст. ст. Пасха будет в ближайшее воскресенье — 28 марта ст. ст. = 10 апреля н. ст.

Обычно александрийские епископы составляли таблицы пасхи на 95 лет (так называемый малый пасхальный круг) и рассылали их всем христианским церквам. В новом 95-летии в каждых трех из четырех лет пасха приходится на те же даты, что и в предыдущем, в четвертом же году (из-за несовпадения високосных лет) она передвигается на одно число вперед, а один раз примерно в каждые 27 лет — на 6 дней назад. Поэтому составитель новой пасхалии вносил поправки, проверяя соответствие фаз Луны и дней недели. Именно так александрийский патриарх Кирилл составил пасхалию на время от 153 до 247 г. эры Диоклетиана, т. е. по 531 г. н.э. включительно.

Дионисий Малый решил следующее: «Так как осталось от этого круга всего лишь шесть лет, то мы решились продлить на последующие 95 лет». При этом он отказался от эры Диоклетиана (дескать, не приличествует христианам вести летосчисление от прихода к власти императора, который их жестоко преследовал) и ввел счет лет от «рождества Христова», а по другим данным — ab incarnatio Domini— от «воплощения Господа», т. е. от «праздника благовещения» (уже тогда он отмечался 25 марта).

Но Дионисий нигде не объяснил, из каких соображений, на основании каких расчетов он отнес начало своей эры именно на то, а не на другое место в непрерывной смене лет. По этому поводу историки высказывают различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Так, существует предположение, будто при составлении своей эры Дионисий принял во внимание предание о том, что Христос умер на 31-м году жизни и воскрес 25 марта. Следовательно, на этот день приходилась «первая пасха». Ближайшим годом, в котором, по расчетам Дионисия, пасха приходилась снова на 25 марта, был 279-й год эры Диоклетиана. Сопоставив свои расчеты с евангелиями, Дионисий мог предположить, что и на самом деле «первая пасха» отмечалась 532 года назад от 279 г. эры Диоклетиана. Прибавив к числу 532 еще 31 год (предполагаемый возраст Христа) и отсчитав от 279 г. эры Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий будто бы и «установил» начало эры от «рождества Христова», т. е. что 279 г. эры Диоклетиана = 563 г. от «рождества Христова».

Нами, однако, уже отмечалось ранее, что предание, будто Христос воскрес 25 марта, популяризовалось восточными церковными писателями. Представители же западной церкви, в частности римский епископ Ипполит, христианский писатель Тертулиан (ок. 150 — 222 гг. н. э.) и др. утверждали, что Христос был распят 25 марта, а воскрес он будто бы 27 марта. Это различие во взглядах отражено, в частности, в следующих документах, принадлежащих соответственно христианскому Востоку и Западу: «Константинопольском списке консулов 395 г.» (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV) и «Хронографическом сборнике 354 г.» (Chronogra-phus anni CCCLIIII). Оба документа опубликованы в 9-м томе сборника «Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum. — Berolini, 1892».

В первом документе после проставленного позже числа года — 29 г. н. э.— и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина имеется приписка: «His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem»—«при этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день», т. е. пострадал 23, а воскрес 25 марта. В «Хронографе 354 г.» под тем же годом после указания консулов читаем: «His consulibus dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII» — «в их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней», а в разделе XIII «Римские епископы» находим дополнительные сведения: «Imperante Tiberio Caesare passus est do-minus noster Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.» — «во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ». Следовательно, смерть Христа здесь отнесена на 25 марта, воскресенье — на 27.

Однако с помощью таблиц Приложений I и III нетрудно убедиться, что оба варианта — «первая пасха 25 или 27 марта» — являются неприемлемыми с «чисто календарной» точки зрения. Прежде всего, 25 марта в 29 году приходилось на пятницу, и уже поэтому «восточный вариант» не проходит. Но что самое главное — еврейская пасха (15 Нисана) приходилась в 29 г. на воскресенье 17 апреля, следовательно, почти месяцем позже субботы 24 марта, где ей следовало быть для согласия с евангелиями...

Более того, составляя свою пасхальную таблицу, Дионисий не мог не заметить, что на основе 19-летнего метонова цикла «в исторически реальном промежутке времени жизни Иисуса Христа» пасха на 27 марта вообще не приходится (согласно формальным расчетам в I в. н. э. христианская пасха приходилась на 27 марта трижды: в 12, 91 и 96 гг.). Таким образом, Дионисий волей-неволей вынужден был принять восточнохристианскую точку зрения, согласно которой «первая пасха» («воскресенье Христово») имела место 25 марта.

Увы, и здесь Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что «первая пасха» была 25 марта 31 года н. э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный метонов цикл назад на 28 кругов. На самом же деле 15 Нисана— еврейская пасха — в 31 г. н. э. было не в субботу 24 марта (где, повторим еще раз, ему следовало бы находиться для соответствия с евангелиями), а во вторник 27 марта!

По «календарю 354 г.»? Согласно Дионисию, эпохой нашей эры является 1 января 753 г. от «основания Рима», 43-го года правления Августа, 4-го года 194-й олимпиады, в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 21 апреля 1 г. н. э. начался 754 г. от «основания Рима», с новолуния 10 июня — 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа — 44-й год правления Августа. Нелишне напомнить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, а 25 декабря 1 года принятой им эры будто бы родился Христос.

Любопытно проверить, а не мог ли Дионисий при установлении эпохи своей эры воспользоваться чьими-то уже готовыми расчетами или предположениями. В частности, что говорили о годе «рождения Христа» христианские писатели III — IV вв.?

Оказывается, лионский епископ Ириней и Тертулиан считали, что «Христос Господь пришел в мир около года 41-го правления Августа». Евсевий Кесарийский говорит конкретнее: «это был 42-й год царствования Августа, а властвования над Египтом 28-й». «Святой» Епифаний указывает даже консулов и год от «основания Рима»: 42-й год Августа, 752 г. от «основания Рима» при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. Секст Юлий Африканский пишет: «около года 29-го после битвы при мысе Акций». Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491 — 578) отнес «рождество Христово» на год (01. 193.3), 752-й от «основания Рима», 42-й Августа, а «Пасхальная хроника» — на 28-й год властвования Августа в Египте, «в консульство Лентула и Писона».

Упомянутый выше документ от 395 г. «Consularia Constantinopolitana», как и Епифаний, относит это событие на год консульства Августа и Сильвана: «His conss. natus est Christus die VIII Kal. Ian.» — «при этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ» (т. е. 25 декабря).

Как видно, все перечисленные авторы указывают на 3-й или 2-й год до н. э., «Пасхальная хроника» — на 1 г. до н. э. И все они противоречат евангелию от Матфея, в соответствии с 2-й главой которого Христос будто бы родился во время правления иудейского царя Ирода. Ведь Ирод умер в 750 г. от «основания Рима», т. е. в 4 г. до н. э.

Можно предполагать, что упомянутые писатели (как и многие другие не названные здесь) пользовались каким-то одним источником. Вероятно, им были следующие указания евангелиста Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее,... был глагол Божий к Иоанну...» (Лк. 3, 1—2). Иоанн будто бы начал свою проповедь и вскоре крестил Христа в Иордане. При этом «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати...» (Лк., 3, 23). Император Тибе-рий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 г. Тертулиан и другие писатели, по-видимому, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 14+14 (число полных лет правления Тиберия) = 28 г. н. э., в начале 29-го он крестил Иисуса, которому «было около 30 лет». Отсюда и следовало, что Христос родился во 2 г. до н. э. По-видимому, никто из упомянутых выше писателей не знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, не был знаком с евангелием от Матфея).

Имеется указание на год «рождества Христова» и в «Хронографе 354 г.». Здесь это событие отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т. е на 1 г. н.э. (!!). Запись о «рождестве Христовом» в «Хронографе 354 г.» звучит так: «Нос cons, dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV» — «при этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны».

«Хронограф 354 г.» (рис.) — это серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 245 г. от «основания Рима» (с 509 г. до н. э.) по 354 г. н. э., списки префектов Рима за сто лет (251—354 гг. н. э.) и римских епископов от апостола Петра до Юлия (умер в 352 г.). И, конечно же, Дионисий, занимая к тому же должность папского архивариуса, не мог не знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. Ну, а если он знал о «Хронографе 354 г.», то вполне мог использовать цитированное выше упоминание о годе «рождения Христова» при установлении исходной точки отсчета своей эры (быть может, эта запись и натолкнула его на мысль ввести счет годов от «рождества Христова»?).

От сотворение мира

Рис. Заголовок сохранившегося в копии римского календаря 354 г. н. э. содержит следующие пожелания некоему Валентину: процветай в боге, живи процветая, живи радуясь и управляй счастливо

 Конечно, нельзя исключить и другую возможность. Ведь упоминание о рождестве Христовом «при консульстве Цезаря и Павла», содержащееся ныне в копиях «Хронографа 354 г.» (оригинал давно потерян), может быть вставкой, сделанной уже после Дионисия. Следует, однако, думать, что это не так. В пользу предположения о подлинности обсуждаемой записи говорит уже отмеченное выше упоминание в «Хронографе 354 г.» о дате смерти Христа. Ведь после пасхальных расчетов Дионисия, проведенных им на основе 19-летнего метонова цикла, вряд ли было возможным возвращаться к грубо ошибочному утверждению о 29 годе!

Напомним, что у Дионисия был еще один предшественник: на тот же год (1 г. н. э.) полагал «рождение Христово» и Панодор.

Как было отмечено, существует предположение, будто Дионисий «установил» год «рождения Христова» после определения года и даты «первой христовой пасхи» — 25 марта 31 г. н.э. Увы... В этом как раз не повезло не только ему, но и многим другим христианским писателям и «отцам церкви». Ведь «календарная ситуация» такова, что 15 Нисана (еврейская пасха) приходилось на субботу (а канун пасхи — «день распятия Иисуса Христа» — на пятницу) лишь в 26 г. н. э. (23 марта), в 33 г. (4 апреля) и в 36 г. (31 марта). Не случайно поэтому сегодня (и, по-видимому, с относительно недавних времен, уже в XX в.) христианская церковь в качестве наиболее вероятной даты «первой пасхи» принимает воскресенье 5 апреля 33 г. н. э. . В 28 же году, на который относит «первую пасху» аквитанский епископ Виктор, 15 Нисана приходилось на вторник 30 марта, в 29 — на воскресенье 17 апреля, в 30 г.— на четверг 6 апреля. А ведь если говорить о годе смерти Христа, то со времен Тертулиана и Ипполита Римского ее позже 29 г. на Западе не ставил никто. И, следовательно, ошибались, не умея достаточно надежно проводить расчеты фаз Луны...

Ошибся и Дионисий, если он действительно исходил из того, что «первая пасха» («воскресение Христово») была 25 марта 31 г. И не только потому, что на самом деле весеннее полнолуние в указанном году было во вторник 27 марта. Даже если бы метонов цикл, использованный Дионисием при расчетах, был идеально точным, то все же 25 марта 31 г. в принципе не могло быть принято за дату «воскресения Христова», так как по александрийскому 19-летнему кругу получалось, что оно соответствует 15 Нисана (первому дню еврейской пасхи), тогда как, согласно евангелию от Иоанна, Христос воскрес «в 16-й день Луны». Именно из этих соображений столь упорно настаивал на своей дате — 25 марта 42 г. н. э. Анниан: в этом году на 25 марта приходился «17-й день Луны», а это вполне соответствовало первым трем евангелистам, хотя и было грубейшим анахронизмом, так как Пилат из Иудеи был отозван еще в 37 г., да и римским императором в 42 г. был уже не Тиберий, а Клавдий.

Кстати, в средневековой литературе очень много «изысканий» было проведено для выяснения взаимного расположения на небе планет, которые могли бы «позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии». Ведь, как говорил еврейский раввин Абарванела (XV в.): «Наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна. Моисей родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб...».

Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб было в 747 г. от «основания Рима» — 7 г. до й. э., причем расстояние между ними в это время составляло около полградуса (что равно диаметру Луны). В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. И в качестве курьеза отметим, что на основании расчетов положений упомянутых планет на небе Кеплер сделал «вывод», будто Иисус Христос родился в 748 г. от «основания Рима». Стремясь отстоять свое представление о возможной эпохе эры от «рождества Христова», Кеплер датировал свою книгу «Новая астрономия» так: «Anno аегае Dionisianae 1609», подчеркивая тем самым полную условность введенной Дионисием эры.

Для удобства расчетов? Вполне возможно, что Дионисий ввел свое летосчисление исключительно для удобства расчетов даты пасхи. Как мы сейчас убедимся, это летосчисление позволяет проводить такие расчеты, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Исходным в этом летосчислении является предположение о том, что в году, непосредственно предшествовавшем 1 г. н. э., новолуние пришлось на 21 марта (но это новолуние расчетное, повторяющееся каждые 19 лет в соответствии с метоновым циклом; на самом же деле астрономическое новолуние — конъюнкция — в 1 г. до н. э. было 24 марта).

Возьмем к примеру 1986 год. Разделив число года на 19, находим, что от начала введенной Дионисием эры прошло 104 полных 19-летних цикла (они нас не интересуют) и в остатке имеем а =10. В последнем году до н. э., а следовательно, и в последнем году 19-летнего «дионисиева» цикла новолуние (расчетное!) наступило 21 марта, а весеннее полнолуние — на 15 дней позже, т. е. 5 апреля. За каждый год весеннее полнолуние смещается на 11 дней назад или (берем очередное) на 19 дней вперед. Величина 19а +15 указывает, на сколько сместилось полнолуние в интересующем нас году. Разделим ее на 30 — число дней в одном лунном месяце. Остаток и покажет, как далеко отстоит ближайшее, весеннее полнолуние от 21 марта (от весеннего равноденствия).

Конкретно для 1986 г. находим 19а + 15 = 205, 205 : 30 = 6 и в остатке d = 25. Следовательно, весеннее полнолуние приходится в этом году на 21 +25 = 46 (—31)= 15 апреля ст. ст. = 28 апреля н. ст. В ближайшее воскресенье 21 апреля ст. ст. = 4 мая н. ст. и будет пасха. Этот вывод, остающийся верным для любого года, можно проверить, используя точный метод Гаусса.

Как видно, все здесь очень просто, нет даже необходимости смотреть в таблицы фаз Луны, сверяться с пасхалиями, составленными другими авторами. По существу, все здесь проделанное — это первый этап определения даты пасхи по формуле Гаусса: так находится расстояние полнолуния от даты весеннего равноденствия. Конечно, Дионисий рассчитывал не конъюнкции, а неомении. Но результат тот же самый. Как раз в 1 г. до н. э. расчетная неомения приходилась на 23 марта (строго говоря, она наблюдалась 23 марта в 532 г. н. э.). Значит, возраст Луны на 23 марта в последнем году до н. э. принят равным 1—лунная эпакта EL = 1 (обозначалась и так: luna I). Расчетное пасхальное полнолуние, которое обозначали как luna XIV, приходилось на 13 дней позже неомении. Это как раз тождественно утверждению, что оно приходится на 15 дней позже конъюнкции.

Итак, не исключено, что свое летосчисление Дионисий мог ввести для наибольшего упрощения «пасхальной арифметики», хотя он, возможно, неожиданно для себя вступил в конфликт с историей... Ведь, как мы знаем, Ирод, царь иудейский, при котором будто бы родился Христос, умер в 4 г. до н. э.

Заканчивая этот обзор различных предположений о возможной дате рождения Иисуса Христа, имеющий, как мы видели, непосредственное отношение к проблемам календаря, отметим: сегодня наши отечественные ученые все более склоняются к мнению, что Христос как историческая личность реально существовал. Вот что по этому вопросу пишет академик Б. М. Кедров: «Защитники христианского учения долгое время пытались объединить вопрос о реальности Христа с утверждением о его божественной сущности. А в истории атеизма у некоторых авторов опровержение христианской легенды опиралось на то, что ряд исторических свидетельств о Христе представлялся как интерполяции, как позднейшие вставки, сделанные защитниками христианской доктрины». В настоящее время на основании исследований ученые стремятся четко «отделить вопрос о Христе как реальной личности от христианской легенды о его божественной природе. Представления о Христе как о реальной личности нашло свое отражение не только в современных исторических исследованиях, но и в художественной литературе. Вопрос о реальности личности Христа непосредственно ведет к представлению о его человеческой природе и тем самым позволяет свести христианскую легенду о божественной природе Христа к ее земной основе».

Апробация эры. Эра, введенная Дионисием Малым, была вскоре использована некоторыми историками и писателями, в частности современником Дионисия Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже — Юлианом Толедским, а еще позже — Бедой Достопочтенным. На протяжении VIII—IX вв. она получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы. Эта эра была апробирована в 607 г. папой Бонифацием IV, она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965—972). Но лишь со времен папы Евгения IV (1431 г.) эра от «рождества Христова» используется в документах папской канцелярии регулярно. Что же касается Восточной церкви, то она, по свидетельству Э. Бикермана, избегала пользоваться ею, так как споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV в. Впрочем, по-видимому, бывали исключения. Так, в таблице дат пасхи, составленной в IX в. на весь 13-й индиктион (877—1408) Иоанном Пресвитером, рядом с годом от «сотворения мира», кругами Солнца и Луны, эпактами проставлен также и год от «рождества Христова».

Категория: Календарь | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 1363 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]