Новый год над Европой
2013-06-22, 5:07 AM

Большая осторожность необходима и при хронологическом упорядочении событий, имевших место в различных странах средневековой Европы всего каких-нибудь 600 или 1000 лет назад. Дело в том, что в них в различное (а иногда и одно и то же) время использовались различные календарные стили. Начало года могло отсчитываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня пасхи и с 1 сентября.

Счет дней в году от праздника «рождества Христова» (от 25 декабря) велся в Риме с IV в. н. э., во Франции — с VIII и до конца X в., в Германии — с IX в., причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 г.

Начало года с 1 марта, использовавшееся уже в III в. н. э. вычислителями даты христианской пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.

Весьма популярным был в Европе благовещенский стиль (от «воплощения Господа»—с 25 марта), который к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того как год с тем же обозначением был начат в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе обозначение года также меняли 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции. Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII в. следовала благовещенскому стилю флорентийского типа, хотя в ее документах того времени встречается и рождественский стиль, которого она придерживалась раньше примерно до середины X в. В первые десятилетия XII в. в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского типа. Затем примерно в конце второго десятилетия XIII в.— снова рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 г. датирована по-флорентийски 1581 годом...

Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции — в IX—X вв., но во второй половине XI в. здесь он был заменен пасхальным (начало года — с «предпасхальной» субботы), и этот последний стиль постепенно стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долгое время сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии (в Кельне, Мюнстере и др.).

В южной части Италии (например, в Неаполе) еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России этот стиль использовался с 1493 по 1700 г.

Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII—XIV вв., в Испании с 1556 г., в Дании и Швеции — с 1559 г., во Франции — с 1563 г., в Нидерландах — с 1575 г., в Шотландии — с 1600 г., в Германии —с 1691 г., в Венеции — с 1797 г. В документах папской канцелярии начало года совмещено с 1 января начиная с 1691 г.

Сориентироваться в этом хаосе стилей действительно было бы невозможно, если бы авторы тех или других документов не указывали дополнительных элементов датировки — индиктов, вруцелет, кругов Солнца и «золотых чисел».

Попутно отметим еще, что во многих странах средневековой Европы датировка проводилась «по Cisiojanus»: по 12 состоящим из двух строк стихотворениям. Составлялись они из первых слогов названий важнейших праздников или «святых» так, что каждый слог, начинавшийся с прописной буквы, соответствовал порядковому дню месяца, на который этот праздник приходился (по одному слогу на день). Само название метода счета дней произошло от стихотворения на январь:

Cislo Janus Epi Sibi vendicat Ос Feli Mar An

Prisca Fab Ag Vincen Ti Pau Po nobile lumen.

Но отвлечемся немного от всех этих сложностей, чтобы хоть «краешком глаза» посмотреть, как встречали первый день Нового года различные народы Европы. А так как долгое время этот день совмещался с праздником «рождества Христова», то нельзя при этом оставлять в стороне и некоторые его обрядовые моменты. Прежде всего заметим, что в древнем Риме год завершался сатурналиями — празднествами в честь Сатурна — бога посевов и плодородия. Во время этого праздника Сатурну приносили в жертву свинью. Отголосок этого обычая встречается почти у всех народов Европы...

Итальянцы полагали, что употребляя в пищу под Новый год миндаль и другие виды орехов, они содействуют улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. До сих пор там живет поверье, что под Новый год необходимо освободиться от всего плохого и печального. Поэтому в полночь 31 декабря из окон домов на улицы городов Италии с грохотом летит старая рухлядь — ломаная мебель, битая фарфоровая и стеклянная посуда и т. д. Итальянцы рассказывали, что в рождественскую ночь в реках течет масло, а в источниках— мед. Тот, кто стремился стать богатым, в полночь на рождество набирал воды из источника. Утром 1 января в некоторых областях Италии люди и в наши дни спешат к источникам, чтобы набрать «новую воду»...

В Шотландии накануне Нового года в камине разводят яркий огонь и вся семья молча садится у него. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин молча открывает дверь и держит ее открытой до тех пор, пока не прозвучит последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.

В Англии сохранился обычай украшать дома к рождеству ветками зелени—плющом, остролистом и др., символизирующими неумирающую природу. Над дверью укрепляют ветку омелы, дающую право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой ода висит. В ночь под Новый год эти ветки омелы зажигали и с такими факелами обходили свой земельный участок, чтобы разрушить чары злых духов и получить в будущем хороший урожай.

В Швеции дети на протяжении нескольких месяцев собирают старую посуду, чтобы в Новый год разбить ее о двери тех, кого они любят и уважают. Поймав шутника, хозяева угощают его пирожным, орехами и другими лакомствами.

С незапамятных времен у немцев существовал обычай украшать дом на Новый год зелеными ветками; считалось, что это гарантирует человеку в новом году здоровье и счастье. Сначала это были ветки вишен, слив, яблонь, которые ставились в воду за несколько недель до праздников в надежде, что пробудившиеся к жизни силы растения перейдут на человека и животных. Со временем ветки были заменены вечнозеленой елкой. В канун «рождества» и Нового года на севере Германии на ужин подавали блюда, «несущие в себе зародыш жизни»: рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу. Непременным блюдом этой трапезы была свинина с квашеной капустой.

В Испании в ночь под Новый год молодежь в причудливых масках, под предводительством «старика» и «старухи» ходят по домам, распевая новогодние песни. «Старик» и «старуха» носят с собой метлы и, выходя из дома, подметают за собой пол, чтобы очистить дом от накопившейся за год нечисти. В некоторых областях Испании торжественно сжигают чучело старого года.

На ритуальном хлебе земледельцы Северной Греции изображают плуг с быками, скотоводы — овец. Этим хлебом делятся с домашним скотом. В Греции придают большое значение личности первого человека, заходящего в дом на Новый год. На острове Аморгос им бывает сам хозяин дома, который, выйдя на улицу, затем заходит, делает два шага внутрь дома и приговаривает: «Входи, добро, счастье», потом отступает два шага назад и произносит: «Выходите, неудачи, несчастья!» Так повторяется трижды. В некоторых местах люди, отправляясь в гости к родным и близким, чтобы поздравить их с Новым годом, приносят с собой обомшелый камень и, сбросив его в комнате, говорят: «Пусть деньги хозяина будут так же тяжелы, как этот камень!»

На протяжении нескольких дней до и после Нового года в большинстве стран Европы можно встретить ряженых. Но особенно много их в эти дни в Швейцарии. Ряженые ходят по улицам, мажут сажей лица женщин, ударяют встречных ветками. Заходя во двор, они хлещут ветками скот и плодовые деревья. Считается, что все это должно принести здоровье людям и способствовать плодородию всей окружающей природы.

Одним из важных моментов в рождественской и новогодней обрядности, истоки которой лежат в глубокой древности, является зажжение полена. Его огню приписывали очистительную, животворную силу. Кроме того,- вместе со сгорающим стволом будто бы истлевал и старый год со всем плохим, что в нем накопилось. Зажигали полено очень торжественно. В очаг его клал глава семьи, окруженный чадами и домочадцами. Полено должно гореть медленно и долго, в противном случае ожидалось несчастье. Сохраненные головни зажигали во время грозы, чтобы предохранить дом от попадания молнии...

Важное место в ритуальной рождественской трапезе народов Югославии занимала чесница — хлеб, украшенный различными фигурками и узорами из теста, а также зелеными ветками. Этот хлеб был символом плодородия, ему приписывали чудодейственную силу. Для приготовления чесницы муку брали из первого или из последнего снопа жатвы, по воду для замеса ходили к источнику до восхода Солнца, причем, подходя к источнику, здоровались с ним и бросали в него мелкие монеты, зерна, яблоки. Ритуальное полено — бадняк — должен был принести из леса мужчина. Подходя к дереву, он здоровался с ним и рубил его с таким расчетом, чтобы дерево упало на восток, в противном случае искал другое (в Болгарии следили, чтобы дерево вообще на землю не упало). В Черногории хозяйка встречала бадняк с неначатой буханкой хлеба. Вносили бадняк в дом как можно торжественнее, посыпая его зерном и поливая вином, а прежде чем зажечь, украшали зелеными ветками сосны, лавра и других деревьев. Недогоревший бадняк сохраняли до начала сева и на нем пекли хлеб, который пахари съедали в поле. В память о предках на рождество и на Новый год зажигали свечи, которые ставили на окне. Если свеча погасала, это будто бы предвещало смерть кого-нибудь из членов семьи в следующем году. На Новый год не ели птицу, чтобы счастье, как птица, не вылетело из дома...

Примерно за неделю до рождества австрийские хозяйки выпекали специальный хлеб, причем когда его сажали в печь, то при этом присутствовали все домашние: чем больше глаз смотрят на него, тем лучше должен быть урожай в следующем году. Согласно поверью, этот хлеб, на котором амбарным ключом делали знаки креста или круги (знак Солнца!), отгонял болезни, придавал силу и здоровье.

В некоторых областях Венгрии, чтобы в новом году быть здоровым и богатым, умываясь утром, вместо мыла терли руки монетами. Накануне же Нового года, за несколько минут до полуночи, кто-нибудь из семьи, зажав в кулак деньги, вставал на стол и с последним ударом часов прыгал на пол — «в Новый год с деньгами».

Чехи и словаки полагали, что в сочельник нельзя уходить далеко от дома, чтобы потом не скитаться весь год; в этот день нельзя также спать и даже лежать, иначе «будешь болеть и полягут- колосья хлебов». В Польше следили за тем, чтобы колядники прошли по всем домам, тогда в такую деревню не ударит молния.

Да, хотя в различных уголках Европы люди говорят на различных языках и весьма различаются образом жизни и стилем мышления, их на протяжении многих столетий объединяло одно и то же стремление: заворожить под Новый год здоровье, счастье и изобилие ...


Категория: Календарь | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 888 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]