По упоминаниям о затмениях
2013-06-22, 5:09 AM

Астрономы провели поистине фантастическое количество сложных расчетов, чтобы составить список всех затмений, которые наблюдались на Земле в исторически обозримом прошлом или же будут наблюдаться в близком будущем. Так, в фундаментальной книге австрийского ученого Т. Оппольцера (1841—1886) «Канон затмений» содержатся данные о затмениях Солнца и Луны с 1?08 г. до н. э. по 2163 г. н. э. (всего около 8000 солнечных и 5000 лунных затмений). Современный сКанон затмений», изданный в 1967 г., содержит условия 10 000 солнечных и 6000 лунных затмений до 2500 г. н. э. Сопоставление рассчитанной даты затмения с записью о нем в той или другой древней хронике в значительной степени помогло историкам в упорядочении событий древней истории.

Вот как, например, астрономы помогли историкам исправить ошибку, допущенную Геродотом.

В VII в. до н. э. Малую Азию вдоль реки Галис (теперешнее название Кизил-Ирмак) разделили две могущественные в то время державы — Лидия и Мидия. Вскоре между ними началась война. Кончилась же она, согласно Геродоту, так: «Пять лет длилась эта война, причем верх одерживали то мидяне, то побеждали лидийцы и однажды даже в какой-то ночной битве. Так, с переменным успехом продолжалась эта затяжная война, и на шестой год во время одной битвы внезапно день превратился в ночь. Это солнечное затмение предсказал ионянам Фалес Милетский [ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э.] и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешно заключили мир».

Геродот составлял свою «Историю» спустя 150 лет после того, как это событие произошло, и по непонятным причинам он связал его с другим затмением, которое произошло 30 сентября 610 г. до н.э. Полоса этого полного затмения протянулась (ориентировочно) через гг. Шецин, Львов и Ростов-на-Дону, в месте же битвы на реке Галис (и тем более в Греции) оно было частным. На самом же деле упомянутая битва произошла в 585 г, до н. э. Именно тогда, 28 мая 585 г. до н. э. полоса полного солнечного затмения пересекла Пиренеи, Италию, Грецию и Малую Азию. В месте битвы солнечное затмение наступило за 45 минут до захода Солнца.

Ошибочно объединив эти затмения, относя их к 610 г. до н. э., Геродот неправильно датировал целый ряд событий, происшедших в Малой Азии и Греции в VII — VI вв. до н. э., произвольно совместил деятельность многих исторических личностей различных поколений. В частности, Геродот самым серьезным образом описывает свидание греческого политического деятеля и поэта Солона (ок. 640—560 гг. до н. э.) с царем Лидии Крезом, их разговор о самом счастливом человеке (Солон будто бы сказал Крезу: «Итак, Крез, человек — лишь игра случая»). Позже, — пишет Геродот, — когда Кир, самодержец персов, пришел посмотреть, как будут сжигать Креза на костре, он услышал, как Крез трижды произнес имя Солона, чем заинтриговал Кира и в конечном итоге спас себе жизнь... На самом же деле путешествие Солона в Египет относится к 594—584 гг., Крез же начал царствовать с 560 г. до н. э., поэтому Солон никак не мог с ним встретиться.

Как отметил О. Нейгебауер (США), приходится также констатировать, что и сам «рассказ о предсказании Фалесом солнечного затмения не более достоверен, чем другой рассказ о предсказании философом Анаксагором (ок. 500—428 гг. до н. э.) падения метеоритов». Существует предание, будто Фалес во время своего пребывания в Египте познакомился с умением древневавилонских астрономов предсказывать затмения. Однако из сохранившихся астрономических текстов, составленных вавилонскими астрономами, видно, что никакой теории для предсказания солнечных затмений эти ученые не имели не только в 600, но и в 300 г. до н. э.

Действительно, солнечные затмения повторяются через 18 лет 11 дней 7 часов 42 минуты (этот промежуток времени древнегреческие астрономы назвали саросом), но повторяются они в масштабах всей планеты. Наблюдатель же, находящийся в любом конкретном пункте Земли, никаких закономерностей в наступлении солнечных затмений не обнаружит. Во-первых, полоса следующего аналогичного затмения (спустя 18 лет 11,32 суток)

сдвигается почти на 120° к западу, а затмение наступает почти на 8 часов позднее. Во-вторых, эта полоса несколько смещается в направлении от южного полюса Земли к северному. Возобновление цикла происходит только через 1244,1 года. Например, последнее затмение сароса, начавшегося 23 июня 727 г. н. э., когда было частное затмение в южном полушарии, наблюдалось 22 июля 1971 г. в Магаданской области.

Несколько иначе обстоит дело с лунными затмениями. Они видны более чем с полусферы Земли. Статистика же этого явления такова, что с конкретного пункта Земли в каждые четыре года можно наблюдать три лунных затмения, причем одно из них полное. Поэтому сарос как период повторяемости затмений и мог быть установлен древневавилонскими астрономами, возможно, уже в VI в. до н. э. по наблюдениям лунных затмений. Напомним, что в основе сароса лежат соотношения 

223 синодических месяца = 6585,32 суток,

19 драконических лет = 6585,78 суток.

Здесь под драконическим годом понимается промежуток времени в 346,62 суток, на протяжении которого Солнце, двигаясь по эклиптике, «встречает» тот же узел лунной орбиты. Поскольку 12 лунных месяцев составляют 354,36 суток, в каждом последующем календарном году затмения наблюдаются на 10—11 дней раньше, чем в предыдущем. Так, полное лунное затмение 28.Х 1985 г. повторится 17.Х 1986 г. В саросе же затмение 1986 г. раньше наблюдалось 6.Х 1968 г., 26.IX 1950 г., 14.IX 1932 г. и 4.IX 1914 г., из них первое и последнее в Европейской части СССР не были видны.

Уместно отметить, что описывая ту же битву, между лидийцами и мидянами, Марк Туллий Цицерон датировал упомянутое солнечное затмение 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это и позволило установить, что первые олимпийские игры состоялись; в 776 г. до н. э. Конечно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. Например, древнегреческий историк Плутарх в книге «Жизнь Никия» упоминает о полном лунном затмении в 4-м году

91-й олимпиады. Согласно расчетам, это затмение, будто бы «возвестившее» гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузской армией в Сицилии, произошло 27 августа 413 г. до н. э.

А вот еще несколько «исторических» затмений. Знаменитый Саламинский морской бой у южного побережья Греции между греческим и персидским флотами, о котором также рассказал Геродот, произошел в день полного затмения Солнца — 2 октября 480 г. до н. э. С солнечным затмением 3 августа 431 г. до н. э. совпало начало Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Солнечное затмение 310 г. до н. э. будто бы «возвестило» победу правителю Сиракуз Агафоклу над Карфагеном. Упоминание о полном солнечном затмении 20 марта 71 г. н. э. было использовано для установления даты введения в Древнем Риме юлианского календаря — 1 января 45 г. до н.э. — и эры от «основания города» Рима— 21 апреля 753 г. до н. э.

Важную роль в упорядочении событий всемирной истории сыграли и упоминания в древних хрониках о лунных затмениях. Так, например, Клавдий Птолемей в «Альмагесте» упомянул о трех полных лунных затмениях, происшедших буквально в начале эры Набонассара, первое из них —в 27 г. этой эры. Расчет показал, что в это время действительно произошли три полных лунных затмения: 19 марта 721 г. до н. э., 8 марта и 1 сентября 720 г. до н. э.

Описывая победу Александра Македонского над персидским царем Дарием, Плутарх в «Жизни Александра», в частности, рассказывает: «До начала праздников в Афинах произошло затмение Луны. 11 дней спустя после затмения две армии сблизились друг с другом». Согласно расчетам, это лунное затмение произошло 20 сентября 331 г. до н. э.

В нескольких случаях упоминания о затмениях позволили установить величину отклонения римского календаря от принятого нами сегодня счета дней в месяцах. Так, солнечное затмение 14 марта 190 г. до н. э. (по юлианскому календарю) зафиксировано в Риме 11 июля. Лунное затмение 21 июня 168 г. до н. э. наблюдалось в Риме ... 4 сентября римского календаря.

Нельзя не упомянуть здесь и о том, что анализ данных о затмениях Луны привел к выводу о сушествовании противоречия между введенной Дионисием Малым эрой «от рождества Христова» и историческими данными. В самом деле, историк Иосиф Флавий отмечает, что иудейский царь Ирод воцарился в консульство Гнея Домиция Кальвина и Кая Асиния Поллиона (714 г. от «основания Рима») и что он умер на 37-м году своего царствования, в том году, когда перед иудейской пасхой произошло лунное затмение. Согласно расчетам, на этот период времени приходилось три лунных затмения: в ночь с 12 на 13 марта 750 г., 20 января 752 г. и в ночь с 9 на 10 января 753 г. от «основания Рима», причем второе из них было видно лишь в западном полушарии. Далее, на монетах 753 г. уже указывается преемник Ирода. Следовательно, царь Ирод умер в 750 г. от «основания Рима», т. е. в 4 г. до н. э.

Поскольку речь зашла об евангельском персонаже и связанных с ним событиях, то уместно отметить, что в поисках упомянутой в евангелиях «вифлеемской звезды», будто бы возвестившей миру о рождении Христа, был проведен анализ самых различных астрономических явлений. В результате были обнаружены записи в китайских и корейских хрониках, согласно которым весной 5 г. до н. э. в точке неба с координатамиα = 20h15m, δ = —15°, т. е. недалеко от звезды β Козерога, вспыхнула Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней. По астрологическим представлениям того времени она «возвещала» рождение великого царя. По-видимому, для подкрепления своего рассказа о чудесном рождении Христа евангелисты и привлекли действительно наблюдавшееся астрономическое явление.


Категория: Календарь | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 1502 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]