Происхождение семидневной недели.
Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т. д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне и этруски вели счет дням «восьмидневками» — торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н семь дней такой недели были рабочими, восьмые — базарными. Эти рыночные дни становились и днями празднеств.
Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 —ок. 100 г. н.э.) читаем: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Откуда же «пошла есть» эта семидневная неделя?
Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же — от первой четверти до полнолуния и т. д.
Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова «планэтэс», которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология — верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. Само же число семь — количество планет — стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.
|
Названия дней недели.
Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом «управлял» Сатурн, вторым— Юпитер, третьим — Марс, четвертым — Солнце, пятым — Венера, шестым — Меркурий и седьмым — Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами «управлял» Сатурн, 9-м, 16-м и 23-м — Юпитер и т. д. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня — Луна, четвертого— Марс, пятого — Меркурий, шестого — Юпитер и седьмого — Венера. Соответственно этому и получили свои названия дни недели. Последовательную смену этих названий астрологи изображали вписанной в окружность семиконечной звездой, в вершинах которой обычно ставились названия дней недели, планет и их условные обозначения (рис. 15).
Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, французском и английском языках они выглядят так:
«Разночтения» в английском языке объясняются тем, что названия для вторника, среды, четверга и пятницы англичане взяли из скандинавской мифологии, в которой Тиу — бог, аналогичный Марсу, Бодан — Меркурию, Тор — Юпитеру и Фрейя — Венере. Во французском же языке название воскресенья означает «день Господа». Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие народы Азии.
|
Во многих языках некоторые дни недели (а иногда и все) «пронумерованы»: в эстонском, латышском, литовском, арабском, греческом, китайском и др. При этом если, например, в языках народов Прибалтики и китайском понедельнику соответствует «первый день», вторнику — «второй день», то в греческом языке, грузинском, армянском, арабском понедельнику соответствует день с номером 2, вторнику — день с номером 3 и т. д. Такая нумерация дней берет начало также в Древнем Вавилоне. День Сатурна у вавилонян считался несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название «шаббат» — покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянские, некоторые западноевропейские языки. Во многих странах день отдыха перенесен, но счет дней по-прежнему ведется от субботы. Так, у мусульман день отдыха (последний день недели) совпадает с нашей пятницей, но название «первый день» в арабском языке относится к воскресенью.
У некоторых народов нумерация дней получилась очень любопытной. Так, в грузинском языке (почти как в поговорке «у него семь пятниц на неделе») оказалось... пять суббот. Кроме просто субботы — шабати, существуют «вторая суббота» (оршабати) — понедельник, «третья суббота» (самшабати)—вторник, «четвертая суббота» (отхшабати) — среда, «пятая суббота» (хутшабати) — четверг. Пятница и воскресенье называются соответственно «параскеви» и «квира» аналогично названиям в греческом языке (параскеун, кюриакэ). Первое слово означает «приготовление» (имелось в виду приготовление к дню отдыха — субботе; позже оно ассоциировалось с именем святой Параскевы-Пятницы), второе означает «день Господа». (Попутно отметим, что здесь речь идет о новогреческом названии, установившемся под влиянием христианства; ранее греки именовали воскресенье так: «первый в неделе».)
В персидском календаре суббот в неделе даже шесть: шамбэ, йек-шамбэ («первая суббота») — воскресенье, до-шамбэ («вторая суббота») — понедельник, се-шамбэ («третья суббота») — вторник, чехар-шамбэ («четвертая суббота») — среда, пенд-шамбэ («пятая суббота»)—четверг. День, соответствующий пятнице, носит название «джома» («день соединения»— священный день у мусульман).
Персидские названия дней недели широко распространились. Они заимствованы многими народами нашей страны (в Азербайджане, Башкирии, Средней Азии и др.).
Пронумерованы некоторые дни недели и в славянских языках, но счет дней эти народы ведут «после воскресенья». (Отметим, что решение о праздновании воскресенья принял римский император Константин в 321 г. Он приказал, чтобы «все судьи... а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали», но в силу живучести традиций последним днем недели еще долго считалась суббота.) Когда-то воскресенье у славянских народов называлось неделей (днем, в который отдыхают от дел, ничего не делают). Это название сохранилось во всех славянских языках, кроме русского; названия остальных дней совпадают, как видно из таблички:
|
В русском языке название дня перешло на всю семидневку (седмицу, как ее когда-то называли). Таким образом, понедельник — это «(первый) день после недели» (ср.: «пополудни» значит «время после полудня»), вторник — второй день, четверг — четвертый, пятница — пятый, а среда действительно была средним днем. Любопытно, что в старославянском языке встречается и более древнее ее название — третийник.
Последним днем недели в свое время считалась суббота и в Англии. Подтверждением этому служат слова из книги Гальфрида Монмутского (XII в.): «Мы чтим отчих богов — Сатурна, Юпитера и прочих правящих миром, но в особенности Меркурия, которого на своем языке называем Воденом. Наши предки посвятили ему день четвертый недели, который и посейчас зовем по его имени воденесдей. После него чтим мы богиню, самую могущественную из всех и носящую имя Фреи, которой те же прародители наши посвятили шестой день недели, и по ее имени мы зовем его фридей» .
В заключение отметим, что семидневная неделя распространилась в Римской империи еще при императоре Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в связи с увлечением римлян астрологией. В частности, в Помпеях найдены настенные изображения семи богов дней недели. Само же широкое распространение и «живучесть» промежутка времени в семь суток связано, по-видимому, с наличием определенных психофизиологических ритмов человеческого организма соответствующей продолжительности.
|
** Книга представлена только для ознакомительных целей. **
|