Североамериканские мифы
2013-10-24, 11:03 PM
Североамериканские мифы
 

Гуроны


Вначале ничего, кроме воды, не было. Только широкое-широкое море. Единственными обитателями его были животные. Они жили на воде, под водой или летали по воздуху.

Потом с неба упала женщина.

Две полярные гагары пролетали мимо и успели подхватить ее на свои крылья. Однако ноша была слишком тяжела. Гагары испугались, что уронят женщину и она утонет. Громко воззвали они о помощи. На их зов прилетели и приплыли все твари.

Великая Морская Черепаха сказала:

- Опустите небожительницу мне на спину. Никуда она с моей широкой спины не денется.

Гагары так и сделали.

Затем совет зверей стал думать, как быть дальше. Мудрая Морская Черепаха сказала, что женщине для жизни нужна земля.

Все звери по очереди стали нырять на дно морское, но никто так и не достиг дна. Наконец, нырнула Жаба. Прошло много времени, прежде чем она появилась снова и принесла горсточку земли. Эту землю она отдала женщине. Женщина разровняла ее на спине Черепахи. Так возникла суша.

Со временем выросли на ней деревья, потекли реки. Стали жить дети самой первой женщины.

И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи.


  
Навахо
    
ПЕРВЫЙ МИР

Эти истории были рассказаны Сандовалу, Hastin Tlo’tsi hee, его бабушкой Esdzan Hosh kige. Ее прародительницей была Esdzan at a’, шаманка, которая владела Календарным Камнем. Вот истории о Четырех Мирах, в которых не было солнца, и Пятом – мире, в котором мы живем, и который некоторые называют Изменяемым Миром.

Первый Мир, Ni’hodilqil, был черным как черная шерсть. У него было четыре угла, и над ними были четрые облака. Эти четыре облака содержали в себе элементы Пятого Мира. Они были черного, белого, синего и желтого цвета.

Черное Облако представляло Женское Существо или Субстанцию. Так же как ребенок спит, когда его убаюкали, также жизнь спала во тьме Женского Существа. Белое Облако представляло Мужское Существо или Субстанцию. Он был Рассветом, Светом-Который-Пробуждается, Первого Мира.

На востоке, в месте где встречались Черное Облако и Белое Облако, был создан Первый Мужчина, Atse’hastqin. И вместе с ним был создан белый маис, совершенной формы, с зернами, покрывавшими весь початок. Dolionot i’ni назывался этот первый семенной маис, это также название того места, где встретились Черное Облако и Белое Облако.

Первый Мир был мал по размеру, плавающий остров в тумане или воде. На нем росло одно дерево - сосна, которую позже принесли в нынешний мир для использования в качестве дров.

Человек, однако, не находился в его нынешней форме. Концепция была о мужском и женском существе, которое должно было стать мужчиной и женщиной. Существ Первого Мира считают Туманными Людьми. У них не было определенной формы, но они должны были превратиться в людей, зверей, птиц и рептилий этого мира.

На западной стороне Первого Мира, в месте, которое позже стало Землей Заката, было Синее Облако, а напротив него находилось Желтое Облако. Когда они сошлись вместе, была создана Первая Женщина, а с ней желтый маис. Этот початок тоже был совершенен. С Первой Женщиной появились белая раковина, бирюза и юкка.

Первый Мужчина стоял на восточной стороне Первого Мира. Он представлял Рассвет и Подателя Жизни. Первая Женщина стояла напротив, на западе. Она представляла Тьму и Смерть.

Первый Мужчина развел огонь из хрусталя. Хрусталь принадлежал мужчине и был символом ума и ясного видения. Когда первый мужчина зажег его, это было пробуждением разума. Первая женщина развела огонь из бирюзы. Они видели огонь друг друга на расстоянии. Когда Черное Облако и Белое Облако поднялись выше на небе, Первый Мужчина отправился искать бирюзовый огонь. Он два раза ходил безуспешно, и снова в третий раз. Тогда он сломал ветку с развилкой со своего дерева, и, глядя сквозь развилку, заметил место, где горел огонь. И в четвертый раз он пошел к нему и увидел дым, выходящий из дома.

«Вот дом, который я не мог найти», - сказал Первый Мужчина.

Первая Женщина ответила: «А, это ты. Я видела, как ты ходил вокруг и удивлялась, почему ты не приходил».

Снова то же самое случилось когда Синее Облако и Желтое Облако поднялись выше на небе. Первая Женщина увидела свет и пошла искать его. Три раза она потерпела неудачу, но на четвертый раз она увидела дым и нашла дом Первого Мужчину.

«Я думала, что бы это могло быть», - сказала она.

«Я видел, как ты ходила вокруг и удивлялся, почему ты не придешь ко мне», - ответил Первый Мужчина.

Первая Женщина увидела, что у Первого Мужчины огонь из хрусталя, и увидела, что он сильнее чем ее бирюзовый огонь. И пока она думала, Первый Мужчина заговорил с ней. «Почему бы тебе не прийти со своим огнем, и нам не жить вместе». Женщина согласилась на это. И вместо того, чтобы мужчина пошел к женщине, как это по обычаю сейчас, женщина пошла к мужчине.

Около этого времени пришел еще один персонаж, Великий-Койот-Созданный-В-Воде,6 и он был в форме мужского существа. Он рассказал этим двоим, что он вылупился из яйца. Он знал все, что было под водой, и все, что было в небесах. Первый Мужчина поставил его впереди себя во всем. Эти трое начали придумывать, что должно произойти. И пока они были этим заняты, еще одно существо пришло к ним. Оно тоже было в форме мужчины, но он носил волосатую одежду, на подкладке из белого меха, которая спадала до его колен и была перевязана на пояснице. Его звали Atse’hashke’, Первый Сердитый, или Койот.7 Он сказал троим: «Вы думаете, что вы были первыми людьми. Вы ошибаетесь. Я жил, когда вы были созданы».

Затем четверо существ пришли вместе. Они были желтыми и назывались tsts’na, или осиные люди.Они знали тайну бросания зла и могли приносить вред другим. Они были очень могущественны.

Так их стало восемь.

Еще четрые существа пришли. Они были маленькими, носили красные рубахи и у них были маленькие черные глаза. Они были naazo’zi, или паучьи муравьи. Они знали как жалить и были великими людьми.

После этого пришла целая толпа существ. Они были темного цвета, с толстыми губами и темными глазами навыкате. Ои были wolazhi’ni, черные муравьи. Они тоже знали тайну бросания зла и были могущественны. Но они постоянно убивали друг друга.

К этому времени там было много людей. Затем пришли многочисленные маленькие создания. Они были миролюбивы и безвредны, но запах их был неприятен. Они назывались wolazhi’ni nlchu nigi, что означает «те, которые источают запах».

И после ос и различных муравьиных людей пришли жуки, стрекозы, люди-летучие мыши, Паучьи Мужчина и Женщина и Соляные Мужчина и Женщина, и другие которые не имели определенной формы, но были среди тех людей. которые населяли Первый Мир. И этот мир, будучи мал, стал перенаселен и люди спорили и воевали между собой, и их жизнь была не счасливой.

 
ВТОРОЙ МИР

Из-за конфликтов в Первом Мире, Первый Мужчина, Первая Женщина, Великий-Койот-Созданный-В-Воде и Койот по имени Первый Сердитый, за которыми последовали все остальные, поднялись из Мира Тьмы и Влаги во Второй или Синий Мир.

Они обнаружили там много уже живущих людей: синих птиц, синих ястребов, синих соек, синих цапель и всех синекрылых существ. Могущественные люди-ласточки тоже жили там, и присутствие этих людей делало Второй Мир неприятным для тех, кто пришел из Первого Мира. Были войны и убийства.

Первые Четверо нашли отвествие в Мире Синего Тумана. и они поднялись через него и повели людей в Третий, Желтый Мир.

 
ТРЕТИЙ МИР

Синяя птица первым достиг Третьего, или Желтого Мира. За ним пришли Первые Четверо и все остальные.

Великая река пересекала эту землю с севера на юг. Это была Женская Река. Там была еще одна река, пересекавшая землю с востока на запад, это была Мужская Река. Эта Мужская Река протекала через Женскую Реку и текла дальше. И это место называлось tqo alna’osdli, Пересечение Вод.

В Третьем Мире На востоке была Sis na’ jin, Стоящий Черный Пояс. Ее церемониальное название было Yol gai’dzil, Гора Рассвета или Белой Раковины. На юге стояла Tso’dzil, Великая Гора, также называемая Гора Язык. Ее церемониальное название было Yodolt i’zhi dzil, Гора Синих Бус или Бирюзы. На западе стояла Dook’oslid, и значение этого названия забыто. Ее церемониальное название Dichi’li dzil, Гора Раковины Морское Ушко. На севере стояла Debe’ntsa, Гора Множества Овец. Ее церемониальное название Bash’zhini dzil, Обсидиановая Гора. Затем еще была Dzil na’odili, Верхняя Гора. Она была очень священна. И ее название означает также Центральное Место, и люди передвигались вокруг нее. Ее церемониальное название Ntl’is dzil, Гора Драгоценного Камня или Окаймленного Камня. И была еще одна гора называемая Chol’i’i или Dzil na’odili choli, и это тоже была священная гора.

В этой земле не было солнца, только две реки и шесть гор. И эти реки и горы были не в их нынешних формах, но скорее субстанцией гор и рек, как и Первый Мужчина, Первая Женщина и другие.

За Sis na’jin, на востоке жил Бирюзовый Гермафродит, Ashton nutli. Он был также известен как Бирюзовый Мальчик. И возле этого человека рос мужской тростник. Еще дальше на восток жили люди, называемые Hadahuneya’nigi, Люди Миража, или Агатовые Люди. Еще дальше на восток жили двенадцать существ, называемых Naaskiddi. И дальше за домом этих существ жили еще четверо - Священный Мужчина. Священная Женщина, Священный Мальчик и Священная Девочка.

На западе жил Гермафродит Белой Ракушки, или Девочка, и с ней был большой женский тростник, который рос у кромки воды. У него не было кисточек. За ней на западе жили другие каменные люди, называемые Hadahunes’tqin, или Люди Земляного Жара. Еще дальше жили другие двенадцать существ, но они были женщинами. И также на Дальнем Западе жили четверо Священных.

На этой земле жили Kisa’ni, предки людей Пуэбло. На шести горах жили Пещерные Жители или Народ Великих Ласточек. На горах жили также светлые и темные белки, бурундуки, мыши, крысы и народ куропаток, оленьи и кошачьи люди, паучьи люди и ящерицы и змеи. Бобровый народ жил вдоль рек, а лягушки и черепахи и все поводные люди жили в воде. В то время все люди были похожи. У них не было определенной формы, но им были даны разные имена из-за разных характерных черт.

Теперь план был - посадить.

Первый Мужчина созвал людей вместе. Он принес белый маис, который был создан с ним. Первая Женщина принесла желтый маис. Они положили совершенные початки рядом. Затем они попросили одного человека их многих прийти и помочь им. Индейка выступил вперед. Они спросили у него, откуда он пришел, и он сказал, что пришел с Серой Горы. Он танцевал туда и обратно четыре раза, затем он тряхнул свой костюм из перьев, и из его одежды выпали четыре зерна кукурузы, одно серое, одно синее, одно черное и одно красное. Другого человека попросили помочь в осуществлении плана посадки. Большой Змей вышел вперед. Он так же принес четыре семени, тыкву, арбуз, кенталупу и мускусную дыню. Все его растения ползали по земле.

Они посадили семена, и их урожай был велик.

После сбора урожая Бирюзовый Мальчик с востока пришел посетить Первую Женщину. Когда Первый Мужчина вернулся домой, он нашел свою жену с этим мальчиком. Первая Женщина сказала своему мужу, что Ashon nutli’ был от ее плоти, а не от его плоти.25 Она сказала, что воспользовалась своим собственным огнем, бирюзой, и истолкла свой собственный желтый маис в пищу. Этот маис она посадила и заботилась о нем сама.

В это время было четверо вождей: Большой Змей, Пума, Выдра и Медведь.26 И когда утром27 поднималось черное облако, было обычаем для Первого Мужчины говорить к своему народу. После обращения Первого Мужчины, четверо вождей говорили им, что они должны делать в этот день. Они также говорили о прошлом и будущем. Но после того, как Первый Мужчина увидел свою жену с другим, он не пришел говорить с людьми. Черное облако поднялось выше, но Первый Мужчина не покидал своего жилища. Он также не ел и не пил. Никто не говорил к людям четыре дня. Все это время Первый Мужчина молчал и не прикасался к пище и воде. Четыре раза поднималось белое облако. Затем четыре вождя пошли к Первому Мужчине и потребовали узнать, почему он не говорит с людьми. Вожди задали этот вопрос три раза и четвертый, прежде чем Первый Мужчина ответил им.

Он сказал, чтобы они принесли ему рвотное средство. Он принял его и очистил себя. Затем Первый Мужчина попросил их прислать к нему гермафродита. Первый Мужчина спросил его, ему ли принадлежали дробильный камень и кисть. Он сказал, что они его. Первый Мужчина спросил его, может ли он готовить еду как женщины, может ли он ткать и расчесывать волосы. И когда он заверил Первого Мужчину, что может выполнять все женские работы, Первый Мужчина сказал: «Пойди приготовь еду и принеси ее мне». Поев, Первый Мужчина рассказал четырем вождям о том, что он видел, и что сказала его жена.

В это время Великий-Койот-Созданный-В-Воде пришел в Первому Мужчине и сказал, чтобы он пересек реку. Они построили большой плот и пересекли реку в месте, где Мужская Река протекала через Женскую Реку. И все мужские существа покинули женских существ на берегу реки. Плывя через реку, они оглянулись и увидели, что Первая Женщина и женские существа смеются. Они также вели себя очень нечестиво.

В начале женские существа не были против остаться одни. Они расчистили и засеяли поле. На другой стороне реки Первый Мужчина и вожди охотились и выращивали свои семена. У них был хороший урожай. Nadle сажал маис и готовил еду. Прошли четыре сезона. Мужчины продолжали жить в достатке и были счастливы. А женщины стали ленивы, и на их земле росли одни сорняки. Женщины хотели свежего мяса. Некоторые из них пытались присоединиться к мужчинам, но утонули в реке.

Первая Женщина придумала план. Так как женщины не могли удовлетворить свою страсть, некоторые приспособили длинные узкие камни, некоторые использовали перья индейки, а некоторые использовали странные растения (кактус). Первая Женщина сказала, чтобы они использовали эти вещи. Одна женщина родила большой камень. Этот каменный ребенок позже стал Великим Камнем, который катился по земле, убивая мужчин. Другая женщина родила Больших Птиц Tsa bida’hi. А другие дали жизнь великанам и монстрам, которые позже уничтожили много людей.

На противоположной стороне реки было такое же положение. Мужчины, желая удовлетворить свою страсть, убили женщин горной овецы, льва и антилопы. Молния поразила этих мужчин. Когда Первый Мужчина узнал об этом, он предупредил своих мужчин, что они будут убиты. Он сказал им, что они потворствуют опасной парктике. Тогда второй вождь заговорил. Он сказал, что такая жизнь трудна, и ему было жалко смотреть на утонувших женщин. Он спросил, почему они не могут перправить женщин через реку и снова жить все вместе.

«Теперь мы сами видим, что выходит из наших дурных поступков», - сказал он. «Мы будем знать, как поступать в будущем». Трое остальных вождей животных согласились с ним, и Первый Мужчина сказал им, чтобы они пошли и привели женщин.

После того, как женщины были перепавлены через реку, Первый Мужчина сказал: «Мы должны быть очищены», - сказал он. «Все должны вымыться. Мужчины должны высушиться зернами белого маиса, а женщины – желтого».

Они сделали это, живя раздельно четыре дня. После четвертого дня Первая Женщина обвила своей правой рукой своего мужа. Она обратилась к другим и сказала, что видит свои ошибки, но с помощью своего мужа она впредь будет вести благую жизнь. Затем все мужские и женские существа снова жили вместе друг с другом.

Люди ушли в разные части земли. Прошло какое-то время. Затем Первая Женщина обеспокоилась монотонностью жизни. Она придумала план. Она пошла к Atse’hashke, Койоту, называемому Первый Сердитый, и дав ему радугу, сказала: «Я очень страдала в прошлом. Я страдала от желания мяса, маиса и одежды. Многие из моих девушек умерли. Я страдала от многого. Возьми радугу и пойди к месту, где пересекаются реки. Принеси мне двух прекрасных детей Tqo holt sodi, Водяной Буйволицы31, мальчика и девочку».

Койот согласился сделать это. Он перешел по радуге. Он вошел в дом Водяной Буйволицы и украл двух детей. И спрятал их в своем большом кожаном плаще с оторочкой из белого меха. И вернувшись, он отказался снять свой плащ, но обернул его вокруг себя и выглядел очень мудрым.

После того, как это случилось, люди увидели белый свет на востоке и на юге, и западе, и севере. Один из оленьих людей побежал на восток и, вернувшись, сказал, что белый свет был большим слоем воды. Воробьиный ястреб полетел на юг, большой ястреб на запад, зимородок на север. Они вернулись и сказали, что приблизается потоп. Зимородок сказал, что воды больше на севере, и что она близко.

Потоп приближался, и Земля тонула. И все это происходило, потому что Койот украл двух детей Водяной Буйволицы, и только Первая Женщина и Койот знали правду.

Когда Первый Мужчина узнал о приближении воды, он сообщил всем людям, и сказал им, чтобы они пришли к горе, называемой Sis na’jin. Он сказал им, чтобы они принесли все семена растений, используемых в пищу. Все живые существа должны были собраться на вершине Sis na’jin. Первый Мужчина обошел шесть священных гор и, собрав с них землю, положил ее в свою шаманскую сумку.

Вода постепенно поднималась.

Когда все люди были на полпути до вершины Sis na’jin, Первый Мужчина обнаружил, что забыл свою шаманскую сумку. В этой сумке находилась не только земля с шести священных гор, но и его магия, средства, которые он использовал, чтобы вызывать на землю дождь и заставлять все расти. Он не мог жить без своей сумки и хотел прыгнуть в поднимающуюся воду, но остальные попросили его не делать этого. Они пошли к зимородку и попросили его нырнуть в воду и найти сумку. Птица сделала это. Когда Первый Мужчина снова получил свою сумку, он дохнул на нее четыре раза и поблагодарил своих людей.

Когда они все пришли, оказалось, что Бирюзовый Мальчик принес с собой большой Мужской Тростник, а Девочка Белой Ракушки принесла с собой свой большой Женский Тростник. Другой человек принес ядовитый плющ, а еще один человек - хлопок, который позже стали использовать для изготовления одежды. Этим человеком был паук. Первый Мужчина принес с собой ель, которую посадил на вершине Sis na’jin. Он воспользовался своим лисьим снадобьем, чтобы заставить ее расти. Но ель начала пускать ветви и сужаться к макушке, поэтому Первый Мужчина посадил большой Мужской Тростник. Все люди дули на него, и он рос и рос, пока не достиг небесного свода. Они пытались дуть внутрь тростника, но он был твердым. Они попросили дятла продолбить твердую сердцевину. Вскоре они смогли заглянуть в отверстие, но им пришлось дуть снова и снова, предже чем он стал достаточно большим, чтобы можно было подниматься внутри него. Они поднялись наверх внутри большого мужского тростника, а за ними вода продолжала подниматься.


ЧЕТВЕРТЫЙ МИР

Когда люди достигли Четвертого Мира, они увидели, что он был не очень большим. Некоторые говорят, что он назывался Белым Миром, но не все шаманы согласны с этим.

Последним человеком, который поднимался по тростнику, был индейка с Серой Горы. Его плащ из перьев был покрыт пеной, потому что за ним поднималась вода. А с водой появилась Водяная Буйволица, которая просунула свою голову сквозь отверстие в тростнике. У не было много кудрявых волос, которые плавали по воде, и у нее было два рога, полу черные и полу желтые. С концов рогов сверкала молния.

Певый Человек спросил Водяную Буйвлицу, зачем она пришла и зачем она послала потоп. Она ничего не сказала. Затем Койот достал двух малышей из своего плаща и сказал, что это, возможно, из-за них.

Бирюзовый Мальчик взял корзину и наполнил ее бирюзой. Поверх бирюзы он поместил синюю пыльцу, tha’di’thee do tlij, с синих цветов, и желтую пыльцу с маиса. А поверх этого он положил пыльцу водяных ирисов, tquel aqa’di din, и снова поверх этого положил кристалл, который был речной пыльцой. Эту корзину он отдал Койоту, который поместил ее между рогами Водяной Буйволицы. Койот сказал, что вместе с этим священным подношением он вернет мальчика. Он сказал, что мальчик будет известен как Черное Облако, или Мужской Дождь, и что он будет приносить гром и молнию. Девочку же он оставит. Она будет известна как Синее, Желтое и Белое облака, или Женский Дождь. Она будет небольшим дождем, который будет увлажнять землю и помогать им жить. И он оставил девочку, и поместил мальчика на священную корзину между рогами Водяной Буйволицы. И Водяная Буйволица изчезла, и воды с ней...

После того, как вода спала, появился еще один человек. Они не знали его и спросили, откуда он. Он сказал им, что он барсук, nahashch’id, и что он был создан там, где Желтое Облако коснулось земли. В последствии это Желтое Облако превратилось в солнечный луч.

 
ПЯТЫЙ МИР

Первый Мужчина не был доволен Четвертым Миром. Это была маленькая пустынная земля, а большая вода размочила землю и сделала посев семян невозможным. Он посадил большой Женский Тростник, и он вырос до сводчатого потолка четвертого мира. Первый Мужчина послал новприбывшего, барсука, вверх внутри тростника, но прежде чем он добрался до верхнего мира, начала капать вода, и он вернулся и сказал, что испугался.

В это время пришло еще одно странное существо. Первый Мужчина спросил его, где он был создан, и он рассказал, что произошел от самой Земли. Это был саранча. Он сказал, что теперь его очередь что-нибудь сделать и предложил взобраться вверх по тростнику.

Саранча сделал повязку на голову из маленького торстника, а на своем лбу скрестил две стрелы. Эти стрелы были оперены желтыми хвостовыми перьями. В этом священном головном уборе и с помощью всех Святых Существ саранча поднялся поднялся к Пятому Миру. Он прорыл себе дорогу в тростнике так же, как он сейчас роет землю. Затем он пробирался сквозь грязь, пока не добрался до воды. Выплыв на поверхность, он увидел черную водяную птицу, плывущую к нему. На задней части головы птицы были скрещивающиеся стрелы и большие глаза.

Птица сказал: «Что ты делаешь здесь? Это не твоя страна». И продолжая, он сказал саранче, что если тот не покажет ему магию, он не позволит ему остаться.

Черная водяная птица вытащил стрелу с задней части головы и протолкнув ее в рот, вытащил ее через низ. Он вставил ее вниз своего тела и вытащил через рот.

«Это ерунда», - сказал саранча. Он достал стрелы из своей повязки и протолкнул их через свое тело, между панцирем и сердцем. Птица поверил, что саранча владеет великой магией, и уплыл на Восток, забрав с собой воду.

Затем появились синяя водяная птица с юга, желтая водяная птица с запада и белая водяная птица с севера. И все повторилось. Саранча продемонстрировал магию со своими стрелами, и когда последняя водяная птица уплыла, он обнаружил, что сидит на земле.

Саранча вернулся в нижний мир и рассказал людям, что существа наверху владеют сильной магией, и что у него были большие трудности в преодолении их.

Поднялись два черных облака и два белых облака, и это означало, что две ночи и два дня прошло, потому что все еще не было солнца. Первый Мужчина снова послал барсука в верхний мир, и тот вернулся покрытый грязью, ужасной грязью. Первый Мужчина собрал осколки бирюзы, которые поднес пяти Вождям Ветров, которые жили в самом верхнем мире. Они были довольны подарком и послали вниз ветра и высушили Пятый Мир.

Первый Мужчина и его люди увидели как миновали четрые темных облака и четыре белых облака, и тогда они послали барсука вверх по тростнику. В этот раз, вернувшись, барсук сказал, что он вышел на твердую землю. И Первый Мужчина и Первая Женщина повели людей к Пятому Миру, который некоторые называют Разноцветная Земля, а некоторые Изменчивая Земля. Они поднялись через озеро, окруженное четырьмя горами. Вода в этом озере пузыриться каждый раз, когда кто-нибудь подходит близко.

После того, как все люди поднялись из нижних миров, Первый Мужчина и Первая Женщина украсили Пуму желтым, черным, белым и серым маисом, и поместиили его с одной стороны. Они украсили Волка белыми хвостовыми перьями и поместили с другой стороны. Они разделили людей на две группы. Первой группе было сказано выбрать любого вождя, какого они пожелают. Они сделали выбор, и хотя, они думали, что выбрали Пуму, они обнаружили, что выбрали своим вождем Волка. Пума стал вождем другой стороны. И те люди, у которых вождем стал Пума, превратились в людей Земли. Они должны были сажать семена и собирать маис. Последователи вождя Волка стали животными и птицами. Они превратились во всех существ, что летают, ползают, бегают и плавают.

И после того как все существа были разделены, и каждый получил свою собственную форму, они все пошли своими путями.

Это история о Четырех Темных Мирах и Пятом Мире - Мире, в котором мы живем. Некоторые шаманы говорят, что над нами есть еще два мира, первый - Мир Духов Живых Вещей, а второй - Место Растворения В Одно.


Оджибва
   
В начале, как говорят расказчики оджибве, мир, в котором мы живем сегодня, не существовал. Вместо него существовал намного более старый мир, дом первых птиц и зверей, и могущественного волшебника - Нэнабожо.

Взглянув на Нэнабожо, вы наверняка решили бы, что он обыкновенный человек. Но вы думали бы так только до тех пор, пока не увидели бы его чудесные деяния. И вы никогда не подумали бы, что это он, он один, создал мир, который окружает нас сегодня. Он был настолько могущественным волшебником, что мог превратиться в животное, старый пень или кленовый лист по собственному желанию.

Итак в старом мире, который существовал до нашего мира, Нэнабожо и его младший брат жили вместе на берегу озера. Оба они общались и играли с птицами и живитными. Они были дружны со всеми, со всеми, за исключением коварного Змеиного народа, злых гигантских змей, живших под водой, и пытавшихся убить добрых животных, друзей Нэнабожо.

Нэнабожо и Змеиный народ часто воевали друг с другом, и в результате одной из этих войн, Нэнабожо создал наш мир.

После того, как старый мир исчез под водой навсегда и коварный Змеиный народ утонул, Нэнабожо надо было найти способ создать новый мир.

«Нырок!» - позвал он, решив, что должен это сделать. «Ты превосходный пловец. Нырни и принеси мне комок грязи в клюве».

Нырок нырнул в воду и долго не возвращался. Наконец он появился.

«Я не смог достич старого мира», - сказал он грустно. «Он намного глубже».

«Бобер!» - позвал Нэнабожо, - «ты великий ныряльщик. Попробуй ты».

Бобер нырнул в воду и пробыл там много дольше нырка. Но и он не смог достичь дна безбрежного океана.

«Ондатра!» - воскликнул Нэнабожо, - «Ты должен попытаться следующим».

Ондатра нырнул и оставался под водой дольше обоих предыдущих ныряльщиков, все решили, что ондатра утонул. Они уже подумали, что все кончено, когда он внезапно появился на поверхности, бездвижный, словно и в самом деле мертвый.

Нэнабожо затащил ондатру на плот и оживил его. Он заметил, что маленький зверек сжимает что-то в лапе. Он раскрыл лапу - там было несколько крошечных мокрых песчинок. Ондатра все-таки доплыл до старого мира!

Нэнабожо взял песчинки и тщательно их высушил. Он сделал из них крошечный шарик и тихонько дунул на него. Потом он осторожно положил шарик в воду около плота и приказал ему расти.

Маленький шарик начал вращаться в воде и вскоре стал увеличиваться в размерах. Через несколько минут он уже был достаточно велик, чтобы на нем смогли поместиться два муравья, которых Нэнабожо посадил на него. Муравьи заставили шар вращаться быстрее и вырасти больше. Через мгновение он вырос на столько, что на нем могла поместиться мышь.

Так это было. Маленький шар рос и рос. В конце концов, когда лось, самое большое из животных, взобрался на него и скрылся из виду, Нэнабожо приказал шару перестать расти. Он сам ступил на него и сказал:

«Вот новый мир - дом для всех птиц и зверей».

Вот так, как говорят рассказчики оджибве, Нэнабожо создал мир, на котором мы и животные живем сегодня.

Категория: Космогония | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 986 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]