Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Буддизм не признает Бога как Личность. Целью в буддизме есть достижение нирваны — это идеальное состояние человеческого бытия, что означает освобождение от страданий, желаний, и смертной оболочки.
-
Жизнь — это страдания. Рождение, болезнь, старость и смерть и даже силы, которые поддерживают наше тело, то есть сканды, полны страданий.
-
Причины страданий — желания, жажда наслаждений в материальном мире, тяга к радостям и надежде.
-
Для того, чтобы избавится от страданий, нужно избавится от всех желаний, подавить в себе любые их проявления.
-
Способ избавиться от желаний — идти по пути спасения, который открыл Гаутама Будда.
|
Священные писания |
- Палийский Кано́н (собрание буддийских текстов на языке па́ли)
- Типитака
- I. Виная питака (букв. "корзина устава").
- Махавибханга (букв. "разъяснение сутт")
- Патимоккха сутта Скачать (djvu 3,27 Mb.)
-
- Паpаджика ("поражение")
- Сангхадишеша
- Анията (неопpеделённые)
- Hиссаггия пачиттия
- Сиддха пачиттия
- Патидесания
- Секхия
- Адхикаpанасаматха
- Бикхунивибханга
- Parajika-kanda.
- Sattarasa-kanda.
- Nissaggiya-kanda.
- Pacittiya-kanda.
- Patidesaniya-kanda.
- Sekhiya-kanda.
-
-
- II. Сутта питака ("нить")
- Дигха никая ("собрание длинных [проповедей]"). Включает в себя:
- Маджхима никая ("собрание средних [проповедей])
- Самъютта никая ("собрание связанных [проповедей]" или "собрание сгpуппиpованных тpактатов).
- Ангуттара никая ("собрание [проповедей] от одного предмета и выше")
- Кхуддака никая ("малое собрание", или "раздел коpотких книг")
- Кхуддакапатха ("собрание кратких уроков")
- Дхаммапада ("высказывания о дхамме") – один из наиболее значительных канонических текстов.
- Удана ("восторженное излияние")
- Итивуттака (букв. "так было сказано")
- Суттанипата ("подразделение сутт")
- Виманаваттху ("истории о небесных чертогах")
- Петаваттху ("истории о духах")
- Тхерагатха
- Тхеригатха
- Джатака ("история о рождениях")
- Ниддеса или Маханиддеса – комментарий на Суттанипату
- Патисамбхидамагга ("Путь различения")
- Ападана
- Буддхавамса
- Чарияпитака. Состоит из 35 гатх – пересказов историй из Джатак
- Неттиппакарана ("Руководство"). Включена только в бирманское издание Канона.
- Петакопадеса ("наставления к Питаке"). Включена только в бирманское издание Канона.
- Милиндапаньха ("Вопросы Милинды") - Скачать (pdf 7,85 Mb.)
- III. Абхидхамма питака (букв. "верховный закон")
- Дхаммасангани ("перечисление дхамм"):
-
- 52 "четасика" (фактоpа ума), котоpые, возникая вместе в pазличных комбинациях, вызывают какое-либо из...
- 89 pазных возможных "читта" (состояний сознания)
- 4 главных физических элемента, и 23 явления, поpождаемых ими
- Hиpвана
- Вибханга-ппакарана ("Книга тpактатов")
- Дхатукатха ("объяснение элементов)
- Пуггалапаннати ("описание индивидуальностей")
- Катхаваттху ("предмет беседы")
- Ямака ("книга пар")
- Ямака I.
- Mula-yamaka.
- Khandha-yamaka.
- Ayatana-yamaka.
- Dhatu-yamaka.
- Sacca-yamaka.
- Samkhara-yamaka.
- Ямака II.
- Ямака III.
- Citta-yamaka.
- Dhamma-yamaka.
- Indriya-yamaka.
- Паттханаппакарана ("книга об исходной точке")
- Tika paṭṭhāna.
- Duka paṭṭhāna.
- Duba-Tika paṭṭhāna.
- Tika-Duka paṭṭhāna.
- Tika-Tika paṭṭhāna.
- Duka-Duka paṭṭhāna.
Дополнением служит Паритта или Махапаритта (mahāparitta). Паритта представляет собой собрание канонических текстов для популярного магически-охранительного использования.
Вишуддхи-марга (pdf 276 Kb.). На народе.
Abhidhammattha Sangaha (pdf 1,44 Mb.). На народе.
Археологическими и лингвистическими исследованиями установлено, что древнейшими частями Палийского Канона являются Виная-питака, четыре первых никаи Сутта-питаки и Джатаки.
Абхидхарма школы сарвастивады состоит также из семи текстов. Сравнительный анализ показывает, что они вряд ли имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха ваттху и пуггала паннатти не имеют аналогов в Абхидхарме сарвастивады.
Тексты в Абхидхарме традиции сарвастивады:
- Сангитипарьяя (Sangitiparyaya) – Рассуждения о Сангити.
- Дхармаскандха (Dharmaskandha) – Совокупность факторов.
- Праджчаптишастра (Prajnaptisastra) – Трактат об указаниях.
- Дхатукая (Dhatukaya) – Тело элементов.
- Виджчанакая (Vijnanakaya) – Тело воспринимающего сознания.
- Пракаранапада (Prakaranapada) – Описание.
- Джнянапрастхана (Jnanaprasthana) – Основы Знаний.
Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции – Махавибхаша (Великое истолкование) – монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки.
Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша (энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете так и на Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном.
http://abhidharma.ru
|
|