1. Спросил мудрец у Духа разума:
2. «Из кушаний, что едят люди, и одежд, что они носят, какие самые ценные и лучшие?»
3. Дух разума ответил:
4. «Из кушаний, что сотворены для человека, лучшее — овечье молоко,
5. поскольку рост и развитие человека и животного, от рождения матерью до тех пор пока они (не смогут) принимать пищу — (происходит) благодаря молоку,
6. и на молоке они могут жить лучше.
7. И если люди, когда они отказываются от материнского молока, приучаются к овечьему молоку,
8. то им не нужен хлеб,
9. так как известно,
10. что пища людей, которые (живут) в Арзахе, Савахе, Фрададафше, Видадафше, Ворубарште и Воруджарште , — овечье и коровье молоко,
11. и другой пищи они не едят.
12. И тот, кто пьет молоко, — здоровее, сильнее, и деторождение (для него) безопаснее.
13. А из злаков пшеница названа значительной и лучшей,
14. поэтому она является ратом зерновых,
15. и из Авесты также известно, что ее название — среди ратов зерновых.
16. А из фруктов финик и виноград названы значительными и лучшими,
17. так как (если) нет хлеба, то следует совершать обряд дрон фруктами.
18. Если есть освященный фрукт — финик или виноград, (то) каждый фрукт можно есть,
19. а если их нет, то можно есть тот фрукт, что освящен.
20. Относительно вина известно, что добрый и дурной нрав могут обнаружиться посредством вина.
21. Добродетель человека (проявляется) в гневе, а разум — в грехе,
22. так как тот, кого охватывает гнев, может сдержать себя добродетелью,
23. кого охватывает похоть, может (сдержать) себя разумом,
24. а кого возбуждает вино, может сдержать себя характером.
25. И нет необходимости объяснять,
26. что тот, кто добронравен, если он пьет вино, подобен золотому и серебряному кубку, который чем больше (его) полируют, тем становится чище и ярче.
27. И (его) мысли, слова и дела становятся правильнее,
28. и по отношению к жене, детям, товарищам и друзьям он становится доброжелательнее и ласковее,
29. и в каждом (добром) деле и благодеянии он будет усерднее.
30. А тот, кто злонравен, если он пьет вино, (то) он о себе полагает и думает сверх меры,
31. ссорится с товарищами, проявляет дерзость, насмехается, издевается
32. и унижает добрых людей.
33. Он обижает свою жену, детей, наемников, слуг и прислугу,
34. нарушает застолье благоверных,
35. уносит мир и вносит раздор.
36. Но при умеренном употреблении вина каждый должен стать разумным,
37. так как от умеренного употребления вина к (человеку) приходит много хорошего,
38. ибо (вино способствует) перевариванию пищи,
39. зажигает (в теле) огонь,
40. увеличивает ум, рассудок, семя и кровь,
41. изгоняет печаль
42. воспламеняет темперамент,
43. восстанавливает в памяти забытое,
44. и доброта находит место в мыслях.
45. И оно улучшает зрение глаз, слух ушей и речь языка.
46. И способствует делам, которые надо сделать и осуществить,
47. и он хорошо спит на подушке и легко встает.
48. И по этой причине приходит слава к его телу и праведность к его душе, а также одобрение благоверных.
49. А в том, кто пьет вино сверх меры, обнаруживается много недостатков,
50. так как (вино) уменьшает его разум, ум, рассудок, семя и кровь,
51. разрушает печень и усугубляет болезнь,
52. изменяет темперамент,
53. уменьшает силу и выносливость,
54. и забывается молитва и восхваление язатов.
55. И оно ухудшает уменьшает зрение глаз, слух ушей и речь языка.
56. И (человек) огорчает Хордада и Амордада,
57. и его одолевает сонливость,
58. и то, что ему надо сказать и сделать, остается неосуществленным,
59. и он беспокойно спит и с трудом встает.
60. И по этой причине он сам, его жена, дети, друзья и родные огорчаются и (чувствуют себя) несчастными,
61. а противники и враги радуются.
62. Язаты им недовольны,
63. и бесчестье приходит к его телу и греховность — к его душе.
64. А из одежды, которую люди имеют и носят, для тела лучшее — шелк, а для души — хлопок,
65. и это потому, что шелк изготавливается из вредных тварей,
66. а хлопок выращивается с помощью воды и растет из земли. И для блага души (он) назван более важным, хорошим и ценным».
|