Зубдат ал-хакаик (Асл третий)
2014-03-11, 3:50 PM
Асл третий

О речениях приверженцев единственности относительно великого мира

Знай, что, по мнению приверженцев единственности, бытие только одно и это бытие Всевышнего и Святого Господа и что, кроме бытия Всевышнего Господа, нет иного бытия и быть не может. И еще говорят, что хотя бытие только одно, но это одно бытие само по себе существует внешне (захири) и внутренне (батини). Узнав предыдущее, знай теперь, что, по мнению приверженцев единственности, внутреннее бытия есть свет и это. тот свет,, который есть душа (джан) мира, мир полон этого света, и этот свет безграничен и бесконечен, море бесконечное и безбрежное. Жизнь, знание, воля и мощь вещей—от этого света; естество, // свойство и действие вещей—от этого света; видение, слышание, речь, способность брать и способность идти—от этого света. Но нет иного, кроме этого света, ибо само всё есть этот свет. Хотя качества, действия и имена вещей— от этого света, но нет иного, кроме этого света. Все единичности сущего одинаково суть проявления этого света, и каждое из них есть дверца, качества этого света излучаются из всех этих дверец. Дервиш, этот свет не имеет ни начала ни конца, тлен (фана) и небытие не постигнут его. Дверцы же обновляются и старятся, обращаются в прах и вновь восстают из праха. Они существуют сами по себе, сами взрастают и сами рождают. То, что нужно им, чтобы постичь совершенство свое имеют в себе. Этот свет влюблен в свои проявления, ибо этот свет зрит в этих проявлениях свою красоту, созерцает свои атрибуты и свои имена; именно поэтому // сказано: прежде познай себя, чтобы познать своего Господа. Когда ты узнал, что этот один свет есть душа мира и все единичности мира суть проявления этого света, то если скажут: это мы, кто были, это мы, кто есть, это мы, кто будет,—будут правы, и если скажут: это не мы, кто были, это не мы, кто есть, это не мы, кто будет,—то также будут правы. Дервиш, в отношении единичностей сущего к этому бытию нет ни предшествующих, ни последующих, ибо каждая единичность сущего так относится к этому бытию, как каждая буква из всех букв этой книги относится к чернилам. Поэтому говорят, что пути от тебя до Бога нет ни по длине, ни по ширине. Единичности сущего по отношению друг к другу или предшествуют, или последуют, одни [по отношению к другим]—в прошедшем времени, другие—в будущем. Как бы ни хотел я говорить кратко, речь затягивается помимо моей воли. О дервиш! Нет ничего более важного, кроме одного, выслушай, пойми и обретешь спасение. Бытие только одно, и оно есть бытие Бога, и. кроме бытия Бога, нет иного бытия и быть не может. Внутреннее этого единственного [бытия] есть свет, // и этот свет есть душа мира, и этот свет являет себя через дверцы, сам говорит и сам слушает, сам дает и сам берет, сам утверждает и сам отрицает. Дервиш! Следует достичь этого света, следует увидеть этот свет, следует из этого света смотреть на этот мир, дабы избавиться от многобожия. Шейх рассказывал: я достиг этого света и видел этот свет, он бесконечен и беспределен, не имел ни верха ни низа, ни правого ни левого, ни переднего ни заднего; сон и голод, [мысль о] приходе и расходе покинули меня, и лишился я покоя. Рассказал это некоему святому человеку, тот сказал: иди и возьми на чужом гумне горсть соломы без позволения хозяина. Я пошел и взял и больше этого света не видел. Другой святой рассказывал: я достиг этого света и этот свет узрел, но себя я не видел—все было светом. Дервиш, как только достигает путник этого света, ему даются знамения. Первое знамение в том, что перестает видеть себя, ибо, до тех пор пока он видит себя, сохраняется множественность творения, до тех пор пока видит множество, он — многобожник. Когда исчезнет путник, тогда исчезнет // многобожие, проникновение (хулул), соединение, разлучение и слияние исчезнут, ибо проникновение бывает между двумя людьми, соединение бывает между двумя вещами, разлучение и слияние—между двумя людьми. Когда сгорит путник в этом свете, все это исчезнет и будет лишь [один] Бог, и только, из растворения (фана) [путник] постигнет единобожие (тавхид). 29а

Фасл [2]

Знай теперь, что большинство (авамм) приверженцев единственности не узнает и не увидит в этом бытии более того, что было сказано. И эти их слова—нет другого бытия, кроме бытия, и это есть бытие Бога, оно имеет внешнее и внутреннее, внутреннее этого бытия есть один свет, внешнее этого света есть проявление качеств этого света, или же есть зерцало этого света, или же есть светильник этого света—справедливы. Они верно видят, но они не постигли основы бытия, которая является чистой единственностью, и взгляд их не достиг сути вещей, а она есть джабарут, то есть их взор достиг мулька и малакута, и узрели они мульк и малакут, но не увидели джабарут, // тогда как мульк и малакут рядом с величием джабарута подобны капле из моря. Джабарут же чистая единственность, исток тела и духа, исток книги и слова, исток мулька и малакута, исток бытия и небытия. Все, что есть в мульке и малакуте, есть и в джабаруте. В мульке и малакуте есть и земля и небо, и трон и престол; на земле и в небе существует множество творений, и им невдомек, что в этом небе был человек, был и Иблис. Я опять многословен, и вновь мы отклонились от цели. Целью же нашей было сказать, что, по мнению приверженцев единственности, первичной субстанцией, которая есть семя (тухм) великого мира, является первичная материя (хайула).

Фасл [3]

Знай, что [первичная] материя есть субстанция, принимающая образы (сувар) и формы (ашкал). [Первичная] материя состоит из четырех частей. Например, железо и дерево суть субстанции и могут принимать множество образов и форм. Это одна часть из частей [первичной] материи. Семя (нутфа) есть субстанция и может принимать множество образов и форм, и это другая часть из частей [первичной] материи. Стихии // суть субстанция и могут принимать множество образов и форм, и это другая часть из частей [первичной] материи. Первичная материя—субстанция простая и может принимать множество образов и форм. [Первичная материя]—суть мира жизни и смерти и суть мира вечности и неизменности. Все, что существует в этим мире, в мире тайном и мире явном, все это есть образы и формы первичной материи. Эта первичная материя и есть мир джабарута. Мир джабарута есть исток мулька и малакута, и он влюблен в мульк и малакут, ибо в мульке и малакуте видит свою красоту и созерцает свои имена и свои свойства. Точно так же малакут влюблен в мульк, поскольку мульк есть проявление малакута, а малакут есть проявление джабарута. Эта первичная материя, которая есть мир джабарута, приняв некоторые образы и формы, // никогда не лишалась и не лишится их, и эти образы и формы есть горний мир, вечный и постоянный мир. Другие же образы и формы [она] принимает и вновь отвергает, всегда так поступала и постоянно так будет поступать. Благодаря образам и формам низшего мира существует мир жизни и смерти—это другая часть из частей материи. Узнав о частях материи, знай теперь, что первичная материя, по словам приверженцев единственности, является сутью обоих миров, то есть мира тайного и [мира] явного. Эта суть не имеет ни начала ни конца, ни границы ни предела” она неделима и нерасчленима, не подвержена тлену и небытию. Это мир безграничный и беспредельный, море без конца и берегов, бытие всего от нее, возвращение всего к ней, ибо всё—она. Сама—дарящая // оба мира, и оба мира ее—это одна суть, что без границ, и эта суть—тайный мир, и эта суть—мир единичности. Дервиш, мир джабарута не имеет ни имени ни знака, ни формы ни образа, ни границы ни порядка и чувством не постижим, интеллект несведущ в нем, и понимание изумлено им, и воображение растеряно. В том мире и мед и колоквинт (хан-зал)30 имеют один вкус, а яд и противоядие—одного действия, ястреб и курица живут рядом, волк и овца пребывают вместе, день и ночь—одного цвета, нет места там смерти и вечности, нет [им места] сто тысяч лет и сто тысяч лет не будет, пребывает [этот мир] без различий. Фир'аун примирился с Мусой, Ним-руд помирен с Ибрахимом31.

Фасл [4]

Знай, что, по мнению приверженцев единственности, хотя суть обоих миров // есть чистая единственность (вахдат-е сирф), но она описуема в каждом качестве, которым она имеет возможность быть, и в каждой форме (сурат), которой она имеет возможность быть, а это качество и эта форма имеют совершенство только в степени самого качества и [в степени] самой формы. В этом совершенство превосходства ее и совершенство величия ее. Эта суть в своих качествах, сути и формах постоянно эманирует (таджалла); так же как в море волна [поднимается] за волной, эта суть постоянно эманирует. Стихи:

Каждый рисунок, существующий на доске бытия,

Есть образ Того, Кто создал этот рисунок.

Когда вечное море вздымает новую волну,

Полагают, что эта волна, в действительности—это море.

Поэтому говорят, что это бытие и предвечное и преходящее, и внешнее и внутреннее, и тайное // и явное, и творец и творение, и познающий и познаваемое, и ищущий и искомое, и предопределяющий и предопределяемое, и свидетель и свидетельствуемое, и говорящий и слушающий, и питающий и питаемый, и благодарящий и благодарствуемый, и почитающий и почитаемый, и поклоняющийся и предмет поклонения, и пишущий и написанное, и посылающий и посланник—знай то же и для других атрибутов, ибо каждое качество, какое есть в мире, каждое действие, какое есть в мире, каждое имя, какое есть в мире,—все они суть качества, действия и имена этого сущего (мавджуд), но качества относятся к степени сути, действия относятся к степени души, имена относятся к степени лика (ваджх). Каждое из всех единичностей сущего имеет эти три степени и два образа (сурат): степень сути, степень души, степень лика, а также образ различия и образ общности, и все качества—в степени лика.

Фасл [5] о возврате

Знай, что, по мнению приверженцев единственности, хотя и нет ничего иного, кроме этого света, но этот единственный свет имеет множество светильников: роды (аджнас), виды (анва') и единичности (афрад) мира //—все они суть светильники этого единственного света. И этот единственный свет временами. рассеивается, временами собирается в каждом светильнике. Люди приобретают возможность править в благосклонности или гневе и убийстве всеобщем. Мудрость всеобщего в том, что помощь духа дается одному, чтобы он предводительствовал или правил миром; то же касается всех видов. Следовательно, каждый образ, являющийся в этот мир, описывается неким атрибутом и обозначается неким именем. Когда тот образ из этого мира уходит и приобретает другой образ, он описывается этим же самым атрибутом и называется этим же самым именем; и это есть относящееся к человеку по причине соответствия [определенному духу определенного атрибута и определенного имени], а не по причине переходности (танасух) [атрибутов и имен определенного духа]. Это мнение тех людей, что называют себя приверженцами единственности, другие же именуют // их таби'и [?].

Фасл [6]

Знай, что приверженцы единственности делятся на две общины. Одна община утверждает, что бытие—одно и это— бытие Бога и, кроме бытия Бога, нет другого бытия и быть не может. Следовательно, по мнению их, все существующее одинаково есть бытие Бога. Их речения были подробно изложены. Другая же община, утверждает, что бытие бывает двух видов: бытие истинное и бытие мнимое (хаяли). Бог имеет истинное бытие, мир же имеет мнимое бытие. Господь—это бытие невидимое (нистнамай), мир же—это небытие видимое, от начала до конца мнимое и только видимость. Он кажется существую-щим благодаря свойству истинного бытия, которое есть бытие. Бога, и, в сущности, мир иного бытия не имеет, кроме бытия мнимого, отраженного и теневого. Таково мнение второй общины, они себя называют приверженцами единственности, другие же их именуют // софистами32

Фасл [7]

Знай, что в мире всегда существовали эти четыре общины и в основе всех учений лежат только эти четыре учения. Все эти многочисленные мнения, которые возникают и будут возникать, являются ответвлением этих четырех учений. Нет сомнения в том, что только одно из этих четырех учений истинно, остальные же три ложны, однако каждое из них утверждает: истина с нами, другие же заблуждаются, и каждая из этих общин читает следующие стихи—руба'и: |

Птица, не знающая о чистой воде,

Всю жизнь держит клюв в соленой воде;

Если поставят и чистую воду пред ней,

То и тогда она будет пить ту воду, которую пила.

Дервиш! Твердо помни: большинство людей поклоняется мнимому и сотворенному [ими же] богу, ибо каждый из них, вообразив себе нечто, воображаемое свое называет богом и тому богу поклоняется; воображаемое каждым // есть выдумка и сотворенное им. Они вечно стыдят идолопоклонников, говоря, что те вырезали сами идола, сами его сотворили, и своему творению поклоняются. И не знают они, что в таком же и они всю жизнь свою пребывали и будут пребывать, что находятся в неведении о Господине господ, Который есть абсолютное Божество. Дервиш, все то, что они определили, как-то: звезда, солнце, огонь, идол, свет, темнота и подобное этому, стало привязывающим [их к себе] и предметом поклонения. Только свет Всевышнего Господа является привязывающим, и Всевышний Господь есть другой абсолют, есть другой лик, есть другая суть. Нет сомнения в том, что все имеет [своего] господина, но господин этот—одно, а Господин господ—иное, и всякий, достигший лика Господа и не достигший сути Господа,— идолопоклонник и проводит всю жизнь в противоречии с людьми миря, все дни его проходят в ссоре, препираниях и отрицании. // Всякий, миновавший этот лик и достигший сути Божьей, освободился от идолопоклонства, и сразу примирился с людьми мира, и от возражения и отрицания избавился—и это знак добрый. Кто достиг лика, но не постиг сути, хотя и верит в Бога, он—идолопоклонник, тот же, кто достиг сути,—он, поклоняющийся Богу, несомненно, единобожник. Дервиш, все сходятся в одном: всякий, познавший себя, познал Господа своего, познавший себя—познал великий мир. Поэтому к самопознанию следует приложить усилия.


Содержание


http://www.upelsinka.com

Категория: Религия | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 1092 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]