Зубдат ал-хакаик (Примечания)
2014-03-11, 5:48 PM

Примечания:

1. Здесь и далее звездочкой помечены фразы, которые в оригинале даются на арабском языке.

2 Дервиш (бедняк, нищий, бродяга) Азиз ад-дином употребляется для обозначения человека, вставшего на путь мистического познания. Это слово является синонимом терминов салик, ариф, факир и т. п.

3 Хадис.

4 Вторая часть фразы из Корана (42:8).

5 Человек назван "списком” (нусха), ибо он рассматривается как "малая книга”, переписанная с "большой книги”, или макромира (подробнее см. ниже, с. 190 вост. пагинации).

6 Мир мулька — материальное пространство, чувственно постигаемый мир тел, мир реализовавшихся потенций. Мир малакута — идеальное пространство, мир архетипов, нематериальных объектов.

7 Парафраза известного хадиса "Кто познает себя, тот познает своего Господа”. К этому хадису Азиз ад-дин еще не раз обратится ниже.

8 Унван (титульный лист книги, адрес, подпись) здесь употреблено в значении "символ” "знак”, "то, что во внешнем указывает на внутреннее” [5, с. 705].

9 Джабарут здесь мир, являющийся источником и мулька и малакута, мир, где снята противоположность этих двух миров, где оба мира существуют в нерасчлененном единстве (см. ниже, с. 149 вост. пагинации).

10 Пророки улулазм—семь главных пророков: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Дауд (Давид), Иса (Иисус), Мухаммад. Пророки мурсаль—пророки, явившие народу Писания: Иакуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Аййуб (Иов) и др. Пророки анбия — все остальные пророки (см. также примеч. 13). Всего мусульманская традиция насчитывает около 315 пророков. О различии между пророческими чинами см. ниже.

11 Здесь и далее знаком вопроса отмечены те места, растолковать которые автор перевода затрудняется.

12 Макам (место, жилище, стоянка) употребляется Азиз ад-дином для обозначения градаций мировой иерархии степеней, общей и для мира и для

человека.

13 Анбия — пророки третьей степени. Расулы — пророки второй степени,

см. примеч.. 10.

14 Коран 7:171.

15 Тасаввуф — суфизм.

16 Шейх (старец, глава общины) здесь "предводитель”, "наставник”.

17 В "Кашф ал-хакаик” Азиз ад-дин Насафи передает несколько разных мнений о соотношении пророчества и святости [7, с. 79—82, 102—104]. По этим отрывкам трудно сказать, каковы были его собственные взгляды на проблему. О шиитском толковании превосходства буквы вав в слове валаят (святость) над буквой нун в слове нубуват (пророческая миссия) см. [14, с. 420—421].

18 День Воскресения (йаум ал-кийамат) —Судный день, эсхатологический момент, когда все люди будут воскрешены и будет произведен суд поступкам каждого.

19 Захири — букв. приверженцы "внешнего”, то же, что приверженцы шариата.

20 Ср. с хадисом "Первое, что сотворил Аллах,— первичный интеллект”

21 Ночь Предопределения (лайлат ал-кадр), по мнению большинства мусульманских авторов, приходится на одну из последних ночей месяца рамазан (на числа 21, 23, 25, 27 или 29-е). В Ночь Предопределения началось ниспослание Откровения пророку Мухаммаду (Коран 44:2—3; 97:1—5).

22 Под каламом (тростниковое перо — основной инструмент письма на средневековом Востоке) здесь имеется в виду тот калам, которым был начертан Коран на Хранимой Скрижали. Поэтому калам соответствует первичному интеллекту (акл-е аввал), творящему интеллекту (акл-е фа'ал), источнику книги (умм ал-китаб) [4, с. 135].

23 Ср. с хадисом "Воистину, сотворил Аллах Адама по Своему образу”.

24 См. Коран 85:22. На Хранимой Скрижали, по мнению одних, был записан Коран, по мнению других—предопределение всем творениям Аллаха.

25 Сардаба—подземное водохранилище или подземная комната, где спасались от жары.

26 Халифа — "наместник”, "замещающий”.

27 "Великое снадобье” (му'джун-e акбар), "великий эликсир” (иксир-е-а'зам) и "красная сера” (кибрит-е ахмар} — основные алхимические термины, обозначающие совершенную и совершенствующую материю. Суфий Наджм ад-дин Кубра говорил: "Путь наш—путь алхимии (ал-кимия)” [9, с. 5]. Путь совершенствования духа суфия равен алхимическому процессу очищения и совершенствования материи до наивысшего состояния золота.

28 "Чаша показующая мир” [джам-е джаканнума)—чаша Джамшида, показывающая добрые и злые дела мира; "зерцало показующее вселенную” (аина-е гетинамай), или зерцало Искандера (Александра Македонского), в котором, по преданию, можно увидеть все, что есть в любом уголке мира.

29 Пропуск в тексте.

29а Т е к с т: чун салик ба ин нур сухта шавад хич аз инха ма манад худа-башад пеш аз фана андар тавхид расида башад. Перевод: Когда сгорит путннк в этом свете, все это исчезнет и будет лишь [один] Бог; перед растворением [путник] постигнет единобожие. Это утверждение противоречит более подробным разъяснениям самого Азиз ад-дина, содержащимся в "Кашфе”. Там он поясняет, что путник постигнет единобожие и отринет многобожие и другие заблуждения относительно божественной сущности только после своей аннигиляции (фана) на пути к Богу. Только после того как разделения между путником и Богом исчезнут, путник наконец узрит, что всё есть Бог, и познает действительную Единственность Бога [7, с. 149—170, особенно с. 149, 154, 167]; ср. также с разъяснениями, следующими ниже, на с. 158—159 вост. пагинации. Поэтому, используя другое прочтение этого места (см. [3, с. 148, примеч. 3]), мы предлагаем свой вариант второй половины фразы: ...худа ба-шад-у бас аз фана андар тавхид расида башад.

30 Колоквинт — особый вид тыквы, весьма горькой на вкус.

31 Фир'аун (Фараон) и Муса (Моисей), Нимруд (Нимврод) и Ибрахим-(Авраам) кораннческие персонажи-антагонисты (Коран 28:38; 2:260; 21:68—69). Имя Нимруда в Коране не упомянуто, введено в Священную историю комментаторами.

32 Происхождение термина "софисты” установить не удалось. Он встречается у Абу Хамида Газали. Софистами названы те, кто отвергает истинность чувственного познания [1, с. 218]. Здесь термин употреблен в сходном контексте: ведь если наш мир мним, то мнимы данные всех наших чувств.

33 Шариат, религиозный закон, здесь в значении, соответствующем христианскому "завет”.

34 Коран 24:35.

35 Сират — по Корану (37:23) мост, протянутый над адом. Широко известен хадис "Сират тоньше волоса и острее меча”.

36 "Место его причастно” — подлунное пространство не представляет собой нечто независимое, но причастно и мульку и малакуту. Подлунный мир воспринимает изменчивость от мира мулька.

37 "Мир пребывает вне места”, поскольку нет иного объекта, по отношению к которому можно определять расположение мира.

38 Хадис.

39 Тахарат — принцип ритуальной чистоты, которая осуществляется си-стемой регламентированных действий. Здесь имеется в виду особое омовение — обязательное условие для свершения молитвы. Перед молитвой необходимо. обмыть лицо, руки до локтей, провести по голове смоченной правой рукой, и омыть ноги [2, с. 111]. Об эзотерическом смысле тахарата см.: "Тахаратом называют чистоту страницы сердца; [свободной] от осквернения чуждым; стихи:

Если влюбленный не свершит тахарат кровью своей печени, // Не действителен его намаз пред ликом муфтия.его любви” [4, с. 161].

40 Намаз—ритуальная молитва. Об эзотерическом смысле намаза см,:

"Намазом называют восхождение познавшего путника в мир джабарута и чертоги Божественных качеств благодаря изобилию Господних даров” [4, с. 173].

41 Рак'ат — ряд последовательных движений и слов молящегося, составляющих единицу молитвы. Обязательные ежедневные молитвы содержат от двух до четырех рак'атов.

42 О значении еды см. [9, с. 2]: "Первое — это постепенное сокращение еды, ведь поддержка существованию (ал-вуджуд), душе и шайтану—от еды; мало пищи — мала их власть”.

43 В полном варианте этого хадиса к приведенным словам следует добавить: "... и нет ничего по ту сторону видения собственными глазами”.

44 Первая часть хадиса "Уготовил Я рабам Моим праведным...” опущена.

45 Хаджж — паломничество в Мекку в месяце зу-ль-хиджжа, одна из пяти обязанностей мусульманина, составляющих пять столпов религии.

46 Фикх — наука, изучающая религиозный закон в правовом и богословском аспектах.

Литература:

1. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа улум ад-дин). Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980.

2. Массе А. Ислам. М., 1961.

3. Пять философских трактатов на тему "Афак ва Анфус” (о соотношениях между человеком и вселенной). Критич. текст, введ. в изучение памятника А. Е. Бертельса. М., 1970.

4. Словарь суфийских терминов ("Мир'ат-и ушшак”).— Бертельс Е. Э. Избранные труды. Т. III. Суфизм и суфийская литература. М., 1965, с. 126—178.

5. ал-Камус ал-Джадид ли-т-тулаб. Тунис, 1984.

6. Махдави-Дамгани Ахмад. Предисловие.— Насафи Абд ал-Азиз. Кашф ал-хакаик бе-эхтимам ва талиги Ахмади Махдавии Дамгани. Техран, 1965, с. 13—26.

7. Насафи Абд ал-Азиз. Кашф ал-хакаик... (см. [6]).

8. Azizoddin Nasafi. Le livre de 1'Homme Parfait (Kitab al-Insan al-Kamil). Recueil de traites de soufisme en persan publics avec une introduction par Marijan Mole. Teheran—Paris, 1962.

9. Meier F. Die Fawa'ih al-Gamal wa-Fawatih al-Galal des Najm ad-Din al-Kubra. Wiesbaden, 1957.

10 Meier F Das Problem der Natur im isoterischen Monismus der Islams.— Eranos-Jahrbuch. 1946, XIV, S. 149—227.

11 Meier F Die Schriften des Nasafi.—Wiener Jahrbuch fur die Kunde der Morgenlandes. 1953, 52, S. 125—182.

12 Mutter A. Excerpta manuscripti cujusdam Turcici. Coloniae Brandenburgicae, 1665.

13. Palmer Е. Н. Oriental Mysticism. L, 1867.

14. Schimmel A. M. Mystical Dimensions of Islam. L., 1976.

15. Tholuck F. A. G. Ssufismus sive Theosophia Persarum Pantheistica. В., 1821.


"Суфизм в контексте мусульманской культуры”. - М., "Наука”, 1989// Рустам Шакуров. Азиз-Ад-Дин Насафи и его трактат "Зубдат ал-хакаик”.


Содержание


http://www.upelsinka.com

Категория: Религия | Добавил: EkaterinaK
Просмотров: 1146 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]